Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

• в процессе деятельности между членами коллектива образуют­ ся отношения ответственности и зависимости (каждый ответственен за ко­ нечный результат и скг выполнения каждым своей части работы зависит конечный результат). • Контроль деятельности частично осуществляется самими чле­ нами коллектива. Учитывая эти признаки, можно объяснить, почему традиционная фронтальная работа с классом, которая тоже протекает в составе классного коллектива, не является, по сути своей, коллективной познавательной дея­ тельностью. Во фронтальной работе отсутствует разделение труда, не определены позиции учащихся по отношению друг к другу; руководство и контроль деятельности только в руках учителя. В современных технологиях и новаторских методиках коллективные способы обучения (КСО) занимают центральное место в организации учебного процесса, они входят в разряд активных и интерактивных мето­ дик. В массовой школьной практике они используются в сочетании с дру­ гими формами обучения. Преимущества коллективных способов обучения в сравнении с тра­ диционными подробно представлено доктором педагогических наук, про­ фессором В.К.Дьяченко.1Обратим внимание на самые значимые из них. Коллективная познавательная деятельность формирует опыт дело­ вого общения, делового сотрудничества в процессе самостоятельного освоения материала. Эти формы работы при правильной организации позволяют вклю­ чить в активную работу всех учащихся класса. Психологами установлено, что наиболее эффективное осмысление учебного материала осуществляется в форме речи для других. Парная и групповая работа создают для этого наибольшие условия и возможности. Исследователями установлено, что ученики с низкими учебными воз­ можностями в группах и парах высказываются чаще и свободнее, чем обычно - а это показатель возрастания их познавательной активности. При коллективных способах обучения учащиеся приобретают опыт взаимоконтроля и взаимооценки знаний и результатов работы, что посте­ пенно подводит к выработке внутреннего самоконтроля и самооценки соб­ ственных знаний и результатов работы. Организация групповой и парной работы - дело сложное и хлопот­ ное. Прежде всего, потому, что высокую результативность дают не все учебные группы и не сразу. Группы надо тщательно формировать, а уче­ ников постепенно обучать таким формам работы. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. См. также: Се- левко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эф­ фективного управления УВП., М.: НИИшкольных технологий, 2005, С.247. 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz