Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

вершенствования знаний, умений или в ходе проверки изученного учебно­ го материала. Приведем примеры заданийразного уровня сложности по теме «Отечественная война 1812 года». Задание первого уровня: Назвать основные события, героев войны 1812 года, причины, характер войны. Задание второго уровня: Доказать, что война приобрела национально- освободительный характер. Выскажи суждение, почему Наполеон потерпел поражение в России? Задание третьего уровня: Оцени с политической и военной точки зрения «та­ рутинский маневр» Кутузова; заграничный поход русской армии. Обоснуй свое мнение по вопросу: «Если бы не состоялась война 1812 года, про­ изошло бы в 1825 году восстание декабристов?». Дифференцированная самостоятельная работа требует особой орга­ низации, четких установок для учащихся по условиям ее выполнения и оценивания. Вначале учитель характеризует каждое задание, поясняет их особен­ ности и характеризует «вес, цену» каждого задания, указывает, какое ко­ личество баллов (оценку) можно получить, выбрав то или иное задание. Он предлагает учащимся выполнить все или любое из предложенных зада­ ний, напоминая о том, какую оценку гарантирует правильное выполнение соответствующего задания. Обращается внимание и на то, что будет вы­ ставлено две оценки: одна —за факт выполнения (соответственно уровню сложности выбранного задания), другая - за качество выполнения. После проверки обе оценки складываются и полученная сумма де­ лится пополам. Этот средний показатель и будет конечной оценкой за ра­ боту. Дифференцированная самостоятельная работа заключает в себе мно­ го положительных стимулирующих факторов. Она создает в целом ком­ фортные условия для самостоятельной деятельности школьников. Здесь каждый ученик сам решает, какое задания он будет выполнять, руковод­ ствуется собственными мотивами выбора заданий. Такая работа, в прин­ ципе, создает ситуацию успеха для каждого, так как вряд ли будут такие ученики, которые не справились бы с заданием первого уровня сложности и не получили бы положительной оценки. Но при этом есть слабые сторо­ ны и спорные аспекты. Во-первых, ученики могут идти по пути наименьшего сопротивле­ ния, выбирая простые, легкие задания. Поэтому важно настраивать уча­ щихся работать на пределе своих возможностей, пробовать свои силы по выполнению сложных заданий. Объяснять, что сильные ученики, выбрав простые задания и, выполнив их отлично, не смогут получить оценку выше «4», так как учитывается средний балл (по факту выполнения выбранного задания и качества ответа). Во-вторых, несовершенна предлагаемая система оценки самостоя­ тельной работы. Давайте проведем расчеты и попытаемся объективно вы­ 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz