Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Уже в этой ситуации каждый ученик работает в своем темпе и с раз ной скоростью, опираясь на личный запас знаний и умений. При организа ции такой формы учебной деятельности очень важно время, отведенное на самостоятельную работу, максимально использовать для индивидуальной работы с учениками. Для этого после общей организации класса и провер ки того, как началась работа, можно перейти к общению «один на один» с отдельными учениками, без привлечения внимания всего класса. Это осо бенно важно проводить со слабыми, отстающими учениками. В ходе тако го индивидуального общения с учеником можно обсудить план выполне ния задания, помочь в самых трудных для него вопросах, может быть, сов местно выполнить какую-то часть работы. Одним словом, необходимо максимально использовать время самостоятельной работы с для продви жения ученика в обучении. Смысл такой индивидуальной работы не в том, чтобы всех дотянуть до одинакового уровня, а в том, чтобы дать возможность каждому в меру своих сил и способностей продвигаться от уровня к уровню. Второй уровень организации самостоятельной работы - дифферен цированная самостоятельная работа, когда учащимся предлагаются для выполнения задания различного уровня сложности, Опираясь на сложив шийся практический опыт (Шевченко С.Д., Латышев Ю.И., Дьяченко В.К. и др.) можно выделить существенные особенности такой самостоятельной работы учащихся и правила ее организации. Основой для проведения дифференцированной самостоятельной ра боты является разработка и подготовка учителем пакета заданий разного уровня сложности. Задания первого уровня сложности —это задания репродуктивного характера. Они самые легкие и небольшие по объему. Ученик отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Извлекает информацию из текста. Выполнение этой группы заданий гарантирует оценку «3». Задания второго уровня - это задания средней сложности кон структивного, преобразующего характера. Ученик дает характеристику причин, особенностей событий и явлений, характеризует личность, работа ет с контурной картой, владеет элементами анализа, ведет доказательство. Качественное выполнение такого задания соответствует оценке «4». Задания третьего повышенного уровня сложности — творческие (продуктивные). Они могут быть связаны с самостоятельной оценкой со бытий и роли личности, со сравнительным анализом фактов или сравни тельной характеристикой явлений и исторических деятелей, это аналити ческая работа с документальным материалом, установление синхронных связей событий и т.п. Качественное выполнение таких заданий соответ ствует оценке «5». Дифференцированную самостоятельную работу учащихся можно ор ганизовать как при изучении новой темы, так и на этапе закрепления, со 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz