Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Можно сформулировать общие требования к организации самосто­ ятельной работы учащихся с историческими текстами на уроке. 1. Самостоятельная работа должна быть связана с осмыслением главных, существенных вопросов урочной темы, с учебным материалом, который должен быть обязательно усвоен на уроке и введен в память пу­ тем произвольного запоминания. 2. Тщательный отбор исторических текстов и учебных матери­ алов для самостоятельного изучения. Предлагаемый для самостоятельного изучения материал должен быть достаточно полно и доступно изложен в учебнике или других источниках, не требовать излишних дополнений и разъяснений учителя. 3. Для самостоятельной работы целесообразнее предлагать ис­ торические тексты, содержащие материал для анализа, обобщения, до­ казательства, сравнения или любой другой логической операции. 4. Самостоятельную работу должны предварять целевая установ­ ка и четкий инструктаж о выполнении работы: какое задание и с какой целью предлагается выполнить, какие источники надо использовать для выполнения задания, сколько времени выделяется на работу, как требуется выполнить задание: устно, письменно, в какой форме, как лучше организо­ вать труд, как будет проверяться и оцениваться выполненная работа. 5. Необходим своевременный контроль выполнения и результа­ тов самостоятельной работы. Контроль может быть осуществлен обычным способом со стороны учителя: путем устной фронтальной проверки, выбо­ рочной проверки письменных работ, путем сбора тетрадей и т.п. Может быть использован взаимоконтроль и самопроверка, к использованию кото­ рых учащихся нужно постепенно готовить и подводить. Для осуществле­ ния взаимоконтроля и самопроверки учащимся предлагаются образцы (эталоны) правильных ответов и критерии оценивания выполненного зада­ ния. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельная работа учащихся может быть как репродуктивной, нацеленной на усвоение и осмысление готовой информации или выполнение задания по известно­ му образцу, так и конструктивной, творческо-поисковой. В процессе обу­ чения нужно использовать и сочетать те и другие виды самостоятельной работы. Этого требует решение различных дидактических задач, стоящих перед учителем и учащимися, а также реализация в условиях классно­ урочной системы индивидуального подхода к ученикам. По уровню индивидуализации обучения самостоятельная работа может быть тоже различной. С этой точки зрения можно выделить три уровня организации самостоятельной работы. Первый уровень - самый простой и традиционный, когда каждый учащийся класса самостоятельно выполняет одинаковое для всех задание. 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz