Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Можно сформулировать общие требования к организации самосто ятельной работы учащихся с историческими текстами на уроке. 1. Самостоятельная работа должна быть связана с осмыслением главных, существенных вопросов урочной темы, с учебным материалом, который должен быть обязательно усвоен на уроке и введен в память пу тем произвольного запоминания. 2. Тщательный отбор исторических текстов и учебных матери алов для самостоятельного изучения. Предлагаемый для самостоятельного изучения материал должен быть достаточно полно и доступно изложен в учебнике или других источниках, не требовать излишних дополнений и разъяснений учителя. 3. Для самостоятельной работы целесообразнее предлагать ис торические тексты, содержащие материал для анализа, обобщения, до казательства, сравнения или любой другой логической операции. 4. Самостоятельную работу должны предварять целевая установ ка и четкий инструктаж о выполнении работы: какое задание и с какой целью предлагается выполнить, какие источники надо использовать для выполнения задания, сколько времени выделяется на работу, как требуется выполнить задание: устно, письменно, в какой форме, как лучше организо вать труд, как будет проверяться и оцениваться выполненная работа. 5. Необходим своевременный контроль выполнения и результа тов самостоятельной работы. Контроль может быть осуществлен обычным способом со стороны учителя: путем устной фронтальной проверки, выбо рочной проверки письменных работ, путем сбора тетрадей и т.п. Может быть использован взаимоконтроль и самопроверка, к использованию кото рых учащихся нужно постепенно готовить и подводить. Для осуществле ния взаимоконтроля и самопроверки учащимся предлагаются образцы (эталоны) правильных ответов и критерии оценивания выполненного зада ния. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельная работа учащихся может быть как репродуктивной, нацеленной на усвоение и осмысление готовой информации или выполнение задания по известно му образцу, так и конструктивной, творческо-поисковой. В процессе обу чения нужно использовать и сочетать те и другие виды самостоятельной работы. Этого требует решение различных дидактических задач, стоящих перед учителем и учащимися, а также реализация в условиях классно урочной системы индивидуального подхода к ученикам. По уровню индивидуализации обучения самостоятельная работа может быть тоже различной. С этой точки зрения можно выделить три уровня организации самостоятельной работы. Первый уровень - самый простой и традиционный, когда каждый учащийся класса самостоятельно выполняет одинаковое для всех задание. 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz