Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Во фронтальной работе не каждый ученик в отдельности, а весь класс выступает как единый субъект обучения. Данная форма работы по сути своей рассчитана на равную подготовку учащихся, единый фонд зна ний и умений, одинаковый уровень работоспособности. А такого в реаль ном ученическом коллективе не существует. Поэтому во фронтальной работе приходится ориентироваться на «среднего» ученика. В ней проявляется тенденция к нивелированию уча щихся, они побуждаются к единому темпу работы. Все это вступает в про тиворечие с индивидуальным характером усвоения учебного материала. Эффективность фронтальной работы может быть повышена при условии учета индивидуальных особенностей учащихся класса. Это требу ет от учителя, как хорошего знания познавательных возможностей каждого учащегося, так и высокого мастерства, чтобы управлять работой всего класса и побуждать каждого к деятельности, осуществлять оперативный контроль хода и качества усвоения материала. Опытные учителя сочетают фронтальную работу с элементами диф ференцированного обучения. Например, при изучении нового материала, первоначально объясняют новый материал всем учащимся. Затем сильным ученикам предлагают работу с дополнительными источниками или твор ческими заданиями, а со всеми остальными отрабатывают основной учеб ный материал вторично, закрепляя его в общей работе, проверяя усвоение главного, уточняя и углубляя по необходимости отдельные моменты. В за вершении урока проверяется выполнение индивидуальных заданий, орга низуется фронтальное закрепление изученной темы. В процессе объяснения материала с расчетом на сильных учеников можно специально включать интересную дополнительную информацию, а с расчетом на слабых —в разных вариациях неоднократно обращать вни мание на главные и сложные положения темы. Наибольшие возможности для дифференциации и индивидуализации обучения создаются при организации самостоятельной работы учащихся. 3. Организация индивидуальной и дифференцированной самос ятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся должна занимать значительное место на уроках истории, так как умение самостоятельно работать и добы вать знания - это то, чему должен научиться ученик в школе. Поэтому при подготовке к уроку важно выявить все, что могут и должны сделать учени ки самостоятельно, продумать организацию их самостоятельной деятель ности. При изучении нового материала самостоятельная работа организует ся чаще всего с опорой на текст учебника и других дополнительных печат ных текстов. 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz