Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Во фронтальной работе не каждый ученик в отдельности, а весь класс выступает как единый субъект обучения. Данная форма работы по сути своей рассчитана на равную подготовку учащихся, единый фонд зна­ ний и умений, одинаковый уровень работоспособности. А такого в реаль­ ном ученическом коллективе не существует. Поэтому во фронтальной работе приходится ориентироваться на «среднего» ученика. В ней проявляется тенденция к нивелированию уча­ щихся, они побуждаются к единому темпу работы. Все это вступает в про­ тиворечие с индивидуальным характером усвоения учебного материала. Эффективность фронтальной работы может быть повышена при условии учета индивидуальных особенностей учащихся класса. Это требу­ ет от учителя, как хорошего знания познавательных возможностей каждого учащегося, так и высокого мастерства, чтобы управлять работой всего класса и побуждать каждого к деятельности, осуществлять оперативный контроль хода и качества усвоения материала. Опытные учителя сочетают фронтальную работу с элементами диф­ ференцированного обучения. Например, при изучении нового материала, первоначально объясняют новый материал всем учащимся. Затем сильным ученикам предлагают работу с дополнительными источниками или твор­ ческими заданиями, а со всеми остальными отрабатывают основной учеб­ ный материал вторично, закрепляя его в общей работе, проверяя усвоение главного, уточняя и углубляя по необходимости отдельные моменты. В за­ вершении урока проверяется выполнение индивидуальных заданий, орга­ низуется фронтальное закрепление изученной темы. В процессе объяснения материала с расчетом на сильных учеников можно специально включать интересную дополнительную информацию, а с расчетом на слабых —в разных вариациях неоднократно обращать вни­ мание на главные и сложные положения темы. Наибольшие возможности для дифференциации и индивидуализации обучения создаются при организации самостоятельной работы учащихся. 3. Организация индивидуальной и дифференцированной самос ятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся должна занимать значительное место на уроках истории, так как умение самостоятельно работать и добы­ вать знания - это то, чему должен научиться ученик в школе. Поэтому при подготовке к уроку важно выявить все, что могут и должны сделать учени­ ки самостоятельно, продумать организацию их самостоятельной деятель­ ности. При изучении нового материала самостоятельная работа организует­ ся чаще всего с опорой на текст учебника и других дополнительных печат­ ных текстов. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz