Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Наряду с методами и приемами в школьном обучении выделяют формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, ко­ торые используются на уроках различного типа. К ним относят: * фронтальнуюработу * индивидуальную дифференцированную самостоятельную работу учащихся * работу в парах и малых учебных группах, направленную на интер­ активную коллективную мыслительную деятельность. Охарактеризуем сравнительные возможности и главные отличитель­ ные черты названных форм учебной работы школьников, обозначим ди­ дактические принципы и границы их применения. 1. Фронтальная работа на уроке истории: ее преимуществ недостатки. Фронтальная или, как ее еще называют, общеклассная работа с уча­ щимися является традиционной в школьном обучении истории. Она осу­ ществляется по формуле: «учитель + все ученики». Учитель организует работу одновременно со всеми учащимися класса над одинаковым по объ­ ему и содержанию учебным материалом. Необходимость такой работы неизбежно возникает на разных этапах процесса обучения. Без фронтальной работы не обойтись: с - при объяснении нового материала; - на начальных этапах формирования учебных умений, которые пер­ воначально осваиваются через образец учителя и совместную деятельность класса под руководством учителя; - многие способы проблемного обучения реализуются через фрон­ тальные формы работы (проблемное изложение, эвристическая беседа, учебные дискуссии); - различные виды фронтальной беседы с классом являются неотъем­ лемым элементом почти каждого этапа урока Каковы достоинства такой формы организации учебной работы на уроке? Они очевидны. Фронтальная работа широко используется в школь­ ном обучении, так как: - она экономна по использованию учебного времени на уроке; - она проходит на глазах всего класса; каждый может видеть и слы­ шать учителя, своих одноклассников. Наиболее активные и сильные уче­ ники подают пример другим ребятам; - учитель имеет возможность влиять на весь коллектив класса; - во фронтальной работе школьники, так или иначе, учатся совмест­ ной деятельности. Существенные недостатки фронтальной работы заключаются глав­ ным образом в ограниченности индивидуального подхода кучащимся. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz