Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

временных стратегий деятельностного и компетентностного обучения спо­ собствует использование многообразных форм педагогики сотрудниче­ ства, интерактивных способов обучения, активных форм работы с истори­ ческими источниками и др. 8. Для современного урока истории характерно возрастание до­ ли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии. Современные школьники живут и учатся в динамичном, быстро развивающемся обще­ стве. Развитие науки, техники, связи, коммуникаций идет стремительно. Ребенка надо подготовить к тому, что он будет учиться всю жизнь. Овла­ дение необходимыми знаниями, умениями, навыками самостоятельной ра­ боты, разными видами познавательной деятельности, накопление соответ­ ствующего опыта возможно только в условиях активной работы с разнооб­ разными источниками исторических знаний, интересными документально­ методическими комплексами, приближающими школьников к постижению ремесла историка. В старших класса самостоятельная деятельность уча­ щихся на уроке должна занимать на уроке не менее 50-60% учебного вре­ мени. 9. Эффективность урока зависит от рационального распределения времени по его этапам. Согласно выводам психологов, наибольший объем информации учащиеся усваивают от 4 до 23-й минуты урока. От 23 до 34-й минуты урока усваивается около 50% информации. Затем идет резкое па­ дение внимания и усвоения материала. С учетом этой психологической закономерности следует планировать работу на уроке, избегать того, что­ бы сложный учебный материал или важные формы работы приходились на конец занятия. 10. Существенные возможности для повышения эффективности урока содержит заключительный его этап. В большинстве случаев он про­ ходит в форме традиционного закрепления изученного материала путем беседы, ответов на вопросы, сформулированные в конце параграфа, пись­ менной фиксации основных выводов и т.п.. Эти приемы, бесспорно, нуж­ ны и полезны. Вместе с тем, многие темы уроков, особенно в старших классах, требуют не «закрытых» выводов, а проблемных вариантов орга­ низации последнего этапа занятия. Это могут быть: мини-дискуссии о нравственных аспектах учебной темы, размышления над вариантами нере­ ализованных альтернатив исторического развития, рефлексия личностных когнитивных результатов урока - «что я знал о ..., что я узнал на уроке о ..., что я еще хочу узнать о ..., что я думаю о ..., что я понял». Итак, тщательная подготовка к уроку, учет при его разработке мно­ гочисленных факторов, влияющих на продуктивность занятия, - залог успеха. Но даже идеальный методический замысел урока, его безупречное методическое построение не всегда приводят к желаемым и намеченным результатам. По очень меткому и образному выражению одного из учите- лей-новаторов Латышева Ю.И., «урок - это не только замысел учителя, но 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz