Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
временных стратегий деятельностного и компетентностного обучения спо собствует использование многообразных форм педагогики сотрудниче ства, интерактивных способов обучения, активных форм работы с истори ческими источниками и др. 8. Для современного урока истории характерно возрастание до ли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии. Современные школьники живут и учатся в динамичном, быстро развивающемся обще стве. Развитие науки, техники, связи, коммуникаций идет стремительно. Ребенка надо подготовить к тому, что он будет учиться всю жизнь. Овла дение необходимыми знаниями, умениями, навыками самостоятельной ра боты, разными видами познавательной деятельности, накопление соответ ствующего опыта возможно только в условиях активной работы с разнооб разными источниками исторических знаний, интересными документально методическими комплексами, приближающими школьников к постижению ремесла историка. В старших класса самостоятельная деятельность уча щихся на уроке должна занимать на уроке не менее 50-60% учебного вре мени. 9. Эффективность урока зависит от рационального распределения времени по его этапам. Согласно выводам психологов, наибольший объем информации учащиеся усваивают от 4 до 23-й минуты урока. От 23 до 34-й минуты урока усваивается около 50% информации. Затем идет резкое па дение внимания и усвоения материала. С учетом этой психологической закономерности следует планировать работу на уроке, избегать того, что бы сложный учебный материал или важные формы работы приходились на конец занятия. 10. Существенные возможности для повышения эффективности урока содержит заключительный его этап. В большинстве случаев он про ходит в форме традиционного закрепления изученного материала путем беседы, ответов на вопросы, сформулированные в конце параграфа, пись менной фиксации основных выводов и т.п.. Эти приемы, бесспорно, нуж ны и полезны. Вместе с тем, многие темы уроков, особенно в старших классах, требуют не «закрытых» выводов, а проблемных вариантов орга низации последнего этапа занятия. Это могут быть: мини-дискуссии о нравственных аспектах учебной темы, размышления над вариантами нере ализованных альтернатив исторического развития, рефлексия личностных когнитивных результатов урока - «что я знал о ..., что я узнал на уроке о ..., что я еще хочу узнать о ..., что я думаю о ..., что я понял». Итак, тщательная подготовка к уроку, учет при его разработке мно гочисленных факторов, влияющих на продуктивность занятия, - залог успеха. Но даже идеальный методический замысел урока, его безупречное методическое построение не всегда приводят к желаемым и намеченным результатам. По очень меткому и образному выражению одного из учите- лей-новаторов Латышева Ю.И., «урок - это не только замысел учителя, но 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz