Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

активного участия школьников в классной и домашней работе. Есть нема­ ло способов мотивации учения школьников на уроках истории. Выше ука­ занные нетрадиционные подходы к формулировке темы урока - один из них. В обобщенном виде можно сказать, что мотивация учения создается: • силой интереса, увлеченности • четкой организацией урока • сочетанием высокой требовательности с доброжелательностью к ученикам • справедливой оценкой знаний и умений • привлечением учеников к оценочной деятельности • созданием проблемных ситуаций • необычной формой обучения, интересным изложением мате­ риала • чувством юмора, использованием элементов смеховой культу­ ры на уроках истории (уместным включением в содержание урока эпи­ грамм, выдержек из сатирических произведений изучаемой эпохи, истори­ ческих анекдотов, карикатур и т.п.) • обращением к личному социальному опыту ученика, объясне­ нием значимости знаний в настоящем и будущем • поощрением творчества и инициативы • чутким отношением к детям • созданием ситуации успеха для каждого ученика и др. 6. К выше названным условиям необходимо присоединить требо­ вание тщательного расчета сил учащихся при подготовке урока. Следует реально оценивать уровень общеучебной и интеллектуальной подготовки учеников конкретного класса. План урока не может быть абсолютно оди­ наковым для учащихся всех классов одной параллели. Важно взять в рас­ чет и ярко выраженные индивидуальные особенности отдельных учеников. Продумать формы осуществления индивидуального подхода к ним. 7. Непременным условием повышения результативности урока является активная познавательная позиция учеников на уроке, их деятель­ ное участие в учебном процессе. Значение такого подхода очевидно. Педа­ гоги, психологи всех времен по-разному убеждают нас в мысли о том, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или со­ общены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напря­ жением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому - самоде­ ятельность - средство и одновременно результат образования».1 Становление личности возможно только в деятельности. На этих по­ зициях стоят отечественные ученые психологи, педагоги, обосновывая де­ ятельностный и компетентностный подходы к обучению. Реализации со­ 1Дистервег А. Избранные педагогические произведения. - М., 1956, С. 118. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz