Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

поможет ученикам выделить в содержании главное и сделать самостоя­ тельные выводы. Пониманию смысла исторического движения помогут заголовки та­ кого типа: «От освобождения Иерусалима до взятия Константинополя» (Первый и четвертый крестовые походы), «От Британии к Англии (VI - VIII вв.). Если материал обладает большим эмоциональным зарядом, требует определенного душевного настроя, можно использовать метафоры, крыла­ тые фразы, яркие заголовки, заимствованные из художественных и исто­ рических текстов: «Откуда есть пошла Русская земля», «Москва не сразу строилась». Удачно выбранный заголовок может привести к созданию проблем­ ной ситуации на уроке, включить в дискуссию, настроить на обмен мнени­ ями. Сравните, к примеру, заголовки тем одного и того же урока в 10 клас­ се: «Культура первобытных людей» и «Первобытный человек и культура». В первом случае название предполагает плавное описание достижений первобытных людей. Во втором случае - побуждает к размышлению над вопросами: Совместимы ли понятия «первобытный человек» и «культу­ ра»? Что такое «культура»? Как о ней можно говорить в контексте древней истории? Можно привести и другие примеры тем, сформулированных в форме альтернативных вопросов: «Тверь или Москва?», «Набег или наше­ ствие?» (Монголо-татарское нашествие на Русь), «Рим: республика или монархия?». В теме урока можно пропустить ключевое слово, которое ребята определяют в итоге урока и восполняют его название. Для побуждения учащихся к выражению собственного отношения к главной проблеме урока можно предложить им расставить знаки препина­ ния в названии урочной темы. Ученики могут поставить в названии темы восклицательный знак, знак вопроса, точку или многоточие. Выбор, сде­ ланный учениками, станет ярким показателем эмоционально-чувственного отношения к фактам прошлого и личной оценочной позиции школьника. Каким знаком препинания завершили бы Вы название темы урока об итогах Великой Отечественной войны Советского Союза - «Цена Победы»? Дидактический и воспитательный потенциал названия тем уроков, поистине, неисчерпаем.1 5. Мотивация учения. Как известно, мотивация - это процесс буждения учащихся к деятельности для достижения личностно значимых целей. Основу мотивации составляет познавательная потребность. Про­ буждение и развитие познавательных потребностей учеников —ключ для Подробнее см.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания ис­ тории. - М.: ВЛАДРС, 2003, С. 316 - 319. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz