Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ально изданном пособии для учителей Н.Г.Дайри «Основное усвоить на уроке».1 Главное содержание темы можно и нужно конкретизировать допол нительными яркими сюжетами и фактами, но нельзя допустить «растворе ния» основного содержания урока в занимательности. Очень важно четко структурировать изучаемый материал. Этому служит план изучения темы. Каждый содержательный блок урока должен завершаться выводом. Из промежуточных выводов складывается общий вывод по уроку, подводится его итог. 4. Единство формы и содержания урока (архитектоника учебно го занятия). О.Ю.Стрелова выделяет следующие компоненты, обеспечи вающие такое единство: • Проблемный заголовок урока; • Целевая установка, всесторонне и целостно раскрывающая об разовательные ресурсы учебной темы; • Структура учебного занятия, где все на своих местах: формы, приемы, средства, задания для организации познавательной деятельности учащихся; • Логически завершенные комплексы источников; • Резюме ответов на заключительном этапе урока на ключевой вопрос, обозначающее перспективы развития главной темы.2 с 5. Следует особо подчеркнуть значимость формулировки темы уро ка. В ней скрыты немалые возможности для повышения эффективности учебного занятия. Иногда приходилось наблюдать, как учитель формально относится к названию темы урока, даже не озвучивая то, что написано на доске. А по существу: «Заголовок — окошко для взгляда вперед. Посмотри и подумай, что тебя ждет? Заголовок —это не просто слова: эти слова всему голова». Точная, емкая, необычная формулировка темы урока способна с пер вых минут привлечь внимание и интерес к новому материалу. Естественно, не следует выступать противником всех формулировок, предложенных в учебниках и программах. Но в ряде случаев можно по собственному усмотрению их изменить и сделать более яркими, загадочными, удиви тельными. На уроках со сложным теоретическим содержанием можно исполь зовать вопросительную форму заголовка: «Как изменилась жизнь восточ ных славян в VI - VIII вв.?», «Что англичане считают началом своей сво боды?», «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?». Это 1Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. Стрелова О.Ю. Соьременный урок истории./ Преподавание истории и обществознания вшколе, 2009, № 1, С. 48. 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz