Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

тельной инициативы "Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Д.А.Медведевым 4 февраля 2010 г. О ней шла речь в первом разделе учеб­ ного пособия. Вспомните, какой образ школы XXI века формирует предложенная программа действий? Какую бы систему требований к современному уроку истории Вы сформу­ лировали на ее основе? Чтобы урок получился интересным, продуктивным, эффективным и современным, надо совместить множество условий и факторов. В умении это сделать проявляется профессиональное мастерство учителя. Учитывая традиции и инновации в сфере образования, можно вы­ членить следующую совокупность условий и факторов, способствующих повышению эффективности современного урока истории. 1. Ясное понимание учителем места и роли конкретного урока в общем процессе формирования знаний, умений, компетенций учащихся, развития личности школьника. 2. Целенаправленность урока: четкое определение поурочных целей с учетом уже достигнутых и прогнозируемых результатов. Вдумчи­ вое отношение к содержанию целевой установки. Часто встречающиеся формулировки целей типа: «Познакомить учащихся с историей такого-то явлецдя; сформировать знания по тем или иным вопросам истории; раз­ вить познавательный интерес; продолжить работу над умениями» и т.п. являются слишком обобщенными и неопределенными. Они не содержат конкретных установок на реально прогнозируемый результат по формиро­ ванию умений и ценностных ориентаций школьников с учетом особо зна­ чимых содержательных компонентов урочной темы. Тщательное отноше­ ние учителя к смыслам и результатам урока предполагает развернутую це­ левую установку. В ней должно быть предельно ясно определено, что в ре­ зультате урока ученики должны знать, понимать, представлять; каким ви­ дам деятельности и на каком материале урока обучаться; к каким нрав­ ственным и гуманистическим ценностям приобщаться, какая главная идея урока будет пронизывать и объединять все эти составляющие целевой установки урока. В ходе урока его целенаправленность выражается в подчинении всей архитектоники поставленной цели и задачам. Исключительно важно осо­ знание цели и задач урока самими учениками, включение их в активный процесс целеполагания, побуждение к самостоятельному определению смысла и задач, связанных с изучением урочной темы. 3. Тщательный отбор содержания урока. Умение вычленить самое главное, существенное для понимания и усвоения темы не сразу дается молодому учителю. Этой проблеме уделяется особое внимание в специ­ 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz