Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

туацию, «оживлению» истории образами людей и событий, чтобы в конеч­ ном итоге осмыслить место и роль человека, социальных групп людей в потоке исторических фактов. Такую историю изучать не только интересно, но и поучительно. Существенным признаком обновления содержания школьного исто­ рического образования стало признание альтернативной истории. Это означает, что при изучении истории рекомендуется рассматривать и об­ суждать различные точки зрения, версии, толкования, научные теории, существующие в науке и обществе по спорным вопросам истории. Важно, чтобы подобные аспекты содержались и на страницах школьных учебни­ ков истории, что пока наблюдается крайне редко. При обращении к дис­ куссионным вопросам - главное —не в формальной констатации разных точек зрения, а в сопоставлении, сравнении взглядов, аргументов; в приви­ тии школьникам навыков исторического анализа, способности делать вы­ бор, аргументировать личную позицию. Альтернативный подход, несо­ мненно, расширяет кругозор учеников, но может породить и информаци­ онную перегрузку. В соответствии с методологическими подходами современной исто­ рической науки, задачами модернизации образования и лучшими традици­ ями отечественной практики преподавания истории в «Концепции истори­ ческого образования в средней школе» (2009 г.) определены общие прин­ ципы формирования содержания школьных курсов истории: • многоуровневостъ - изучение всемирной и отечественной ис­ тории, истории региона и края, города и села; истории цивилизаций, госу­ дарств, народов, социальных групп и т.д. • многоаспектность - отражение различных сфер историческо­ го бытия людей: материального производства, экономики, социальных от­ ношений, политики, идеологии, духовной культуры, взаимоотношений между народами и государствами и т.д. • диалектичностъ - многообразность и противоречивость разви­ тия человечества, столкновение интересов различных социальных групп и общностей, сочетание объективных и субъективных факторов, случайно­ стей и закономерностей, альтернативы исторического развития. • Историзм - принцип, выполняющий структурообразующую, аналитическую и мировоззренческую функцию. Он позволяет проследить генезис и развитие важнейших явлений, процессов, личностей в контексте эпохи, в адекватной ей системе ценностей. • Комплексность исторической информации: от факта источни­ ка - к факту историка - обращение учеников не только к адаптированным историческим текстам, но и к первоисточникам, что позволяет сформиро­ вать различные жизненно важные умения работы с различными источни­ ками информации. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz