Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ства предполагает организацию деловой игры. На у роке - защиты твор ческих работ учащиеся представляют созданные ими продукты творче ской деятельности Урок «наоборот» меняет традиционные представления об организации учебного процесса. На таких уроках ученик может высту пать в роли учителя. Возможно, это будет урок-зачет, с которого начнется новая тема, а потом пойдет ее углубленное изучения. Уроки когнитивного типа нацелены на развитие познавательных ка честв личности: эмоционально-образное познание, символотворчество, смысловое видение, многомерное видение, умение задавать вопросы, осу ществлять прогнозирование. В эту группу включены такие уроки: урок-исследование, лабораторный урок, урок конструирования понятий (правил, гипотез, картины мира), метапредметный урок, философский урок Уроки оргдеятельностного типа нацелены на развитие важных ор ганизационно-деятельностных качеств личности Такие качества как целеустремленность и нормотворчество выраба тываются на уроках целеполагания, уроках разработки и защиты индиви дуальных образовательных программ. Развитию работоспособности и навыков планирования способствуют урок-проект, урок- консультация. Способность к самооценке и рефлексии развивается на уроках рецензиро вания, взаимоконтроля, самооценки, уроках-выставках, уроках - зачетах и уроках-творческих отчетах. Представленная авторская классификация уроков, безусловно, за служивает внимания, привлекает своей новизной, ориентацией на творче скую составляющую педагогической и ученической деятельности. Однако, творчество и «развитие без накопления знаний - мыльный пузырь» - пре дупреждал К.Д. Ушинский. Без включения в учебный процесс традицион ных форм обучения не обойтись. 3. Условия повышения эффективности современного урока ис рии. Одной из ключевых в теории и методике обучения является пробле ма критериев урока. В советской школе действовала строгая система тре бований к уроку истории. Она была четко сформулирована и подробно описана в пособие для учителей, составленным известным ученым- мето дистом того времени Н.Г.Дайри.1 При сохранении стержневых позиций выработанной системы требо ваний, ряд установок прошлых лет утратили свою актуальность в совре менных условиях. Ответ на вопрос: «Каким должен быть современный Урок истории?» во многом определен позициями Национальной образова- Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz