Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Особое место в системе уроков истории занимают уроки интегра­ тивного типа (бинарный, межпредметный урок) и модульный урок. Тех­ нология модульного обучения зародилась и приобрела большую популяр­ ность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов XX века. В российских школах она стала внедряться в процессе современ­ ных образовательных реформ. Отношение к модульному уроку и техноло­ гии модульного обучения неоднозначно. Одни усматривают в ней пер­ спективную дидактическую систему, другие считают, что при незначи­ тельных нововведениях в ней использованы хорошо известные элементы традиционного обучения. Действительно, модульный урок основан на ин­ теграции многих известных педагогических идей: технологии поэтапного формирования умственных действий, программированного обучения, идей дифференциации, оптимизации, проблемного обучения, элементов кибер­ нетики —гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление, не говоря уже об элементах рефлексивной деятельности и мотивации учения.1Модульный урок имеет сложную структуру и требует особого подхода к его подготовке и организации. Познакомьтесь с методическими особенностями модульного урока истории, вы­ полнив предложенную самостоятельную работу по теме лекции. Инновационный подход к построению и организации образователь­ ного процесса, в том числе и к проблеме типологии уроков заложен в кон­ цепции эвристического обучения, разработанной доктором педагогических наук А.В.Хуторским.2 Вам уже известны научные взгляды и позиция А.В.Хуторского на проблему методов обучения. Идеи дидактической эв­ ристики, развития творческого мышления школьников лежат в основе вы­ строенных ученым типов творческих уроков. Творческий урок —это урок, на котором осуществляется продуктив­ ная познавательная деятельность школьников, ученики создают собствен­ ный образовательный продукт - свой мир знаний и опыта. По этим осно­ ваниям он выделяет три группы творческих уроков. Уроки креативного типа направлены на развитие таких качеств личности, как фантазия, воображение, самобытность, интуиция, чувство новизны, вдохновленность, инициативность, учебное творчество. Эту группу составляют: урок-диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа. Сюда же относится поисковый урок - урок постановки проблем и их решения. У рок изобретательства, научного и педагогического творче- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.; Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001, С.372-383.; Хуторской А.в. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. -М : Международная педагогическая академия, 1988. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz