Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Особое место в системе уроков истории занимают уроки интегра тивного типа (бинарный, межпредметный урок) и модульный урок. Тех нология модульного обучения зародилась и приобрела большую популяр ность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов XX века. В российских школах она стала внедряться в процессе современ ных образовательных реформ. Отношение к модульному уроку и техноло гии модульного обучения неоднозначно. Одни усматривают в ней пер спективную дидактическую систему, другие считают, что при незначи тельных нововведениях в ней использованы хорошо известные элементы традиционного обучения. Действительно, модульный урок основан на ин теграции многих известных педагогических идей: технологии поэтапного формирования умственных действий, программированного обучения, идей дифференциации, оптимизации, проблемного обучения, элементов кибер нетики —гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление, не говоря уже об элементах рефлексивной деятельности и мотивации учения.1Модульный урок имеет сложную структуру и требует особого подхода к его подготовке и организации. Познакомьтесь с методическими особенностями модульного урока истории, вы полнив предложенную самостоятельную работу по теме лекции. Инновационный подход к построению и организации образователь ного процесса, в том числе и к проблеме типологии уроков заложен в кон цепции эвристического обучения, разработанной доктором педагогических наук А.В.Хуторским.2 Вам уже известны научные взгляды и позиция А.В.Хуторского на проблему методов обучения. Идеи дидактической эв ристики, развития творческого мышления школьников лежат в основе вы строенных ученым типов творческих уроков. Творческий урок —это урок, на котором осуществляется продуктив ная познавательная деятельность школьников, ученики создают собствен ный образовательный продукт - свой мир знаний и опыта. По этим осно ваниям он выделяет три группы творческих уроков. Уроки креативного типа направлены на развитие таких качеств личности, как фантазия, воображение, самобытность, интуиция, чувство новизны, вдохновленность, инициативность, учебное творчество. Эту группу составляют: урок-диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа. Сюда же относится поисковый урок - урок постановки проблем и их решения. У рок изобретательства, научного и педагогического творче- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.; Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001, С.372-383.; Хуторской А.в. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. -М : Международная педагогическая академия, 1988. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz