Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ческое использование, исходя из собственного взгляда на архитектонику1 учебного занятия IVsman. Вся предпринятая подготовительная работа находит выра­ жение в плане-конспекте урока.. Составлением плана-конспекта в основном завершается разработка урока (но не подготовка к нему, так как требуется еще изготовление посо­ бий или презентаций, оборудование кабинета к уроку, проведение индиви­ дуальной работы с учениками, проверка выполнения письменных и инди­ видуальных заданий и т.п.). Почему важна письменная подготовка к уроку, составление плана- конспекта? В школьном обучении нельзя полагаться только на свою эру­ дицию и общее знание предмета. Урок —это не просто разговор по теме или популярное изложение материала. С учетом задач урока нужен точный расчет содержания и построения урока. Письменный план урока уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, отсекает все лишнее, при­ дает логическую стройность и законченность замыслу. Письменный план нужен не столько на самом уроке, сколько до него, чтобы состоялся имен­ но задуманный урок. Тщательная продуманность плана урока обеспечива­ ет экономию времени, свободу действий учителя на самом занятии, дает возможность видеть и слышать учеников, а не думать, что следует сказать и предпринять в каждый последующий момент урока. Конспекты урока могут быть различны по форме и объему. В этом также проявляется индивидуальный стиль работы учителя. Учитель со­ ставляет «удобный» для себя конспект. Но, так или иначе, в плане - кон­ спекте должны быть отражены следующие элементы урока: • тема урока • цель и задачи урока • тип урока и его структура (этапы) • оборудование (ресурсное оснащение) урока и вариант оформ­ ления доски (если используется традиционное оборудование кабинета ис­ тории) • главные аспекты содержания урока, основные выводы и обоб­ щения по каждому пункту плана изучаемой темы • вопросы, задания, способы организации деятельности учащих­ ся на каждом этапе урока • способы контроля усвоения материала и результатов обучения по теме урока От того, насколько тщательно учитель осуществит подготовку к уро­ ку, во многом будет зависеть его эффективность. Под архитектоникой понимается совокупность компонентов учебного занятия, обес­ печивающих единство его формы и содержания (Стрелова О.Ю). 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz