Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ка, что вспомнить, повторить, актуализировать в памяти учеников, углу бить, применить и т.п.; 5. На основе анализа параграфа определить воспитательный потен циал учебного материала; 6. Анализируя компоненты параграфа, следует оценить методиче ский аппарат учебника, возможности его использования на уроке. Итогом такого обстоятельного и многопланового анализа программы и учебника должно стать осознание цели и задач урока: образовательных, развивающих и воспитательных. Следует особо подчеркнуть, что целеполагание при подготовке к уроку является не формальным для учителя актом, а серьезным смыслооб разующим действием. Учитель сам себе должен ясно ответить на вопрос: во имя чего он пойдет на урок, для чего будет с ребятами изучать эту тему, каковы ее ключевые вопросы, какие результаты желает получить, какова главная идея, стержень урока? В противном случае урок будет аморфным, случайным, бессмысленным. При четком продумывании цели и задач раз нообразные компоненты урока собираются в целостную конструкцию, пронизанную общей идеей. При этом, именно целевой компонент чаще всего выступает слабым звеном в уроках не только начинающих, но и имеющих опыт работы учи телей. II этап. Отбор содержания и средств обучения. На этом этапе, исходя из целей и задач урока, полноты освещения темы в школьном учебнике, следует определить степень усиления содер жательных компонентов темы, возможности использования дополнитель ных источников и литературы по изучаемым вопросам (книги для чтения, хрестоматии, художественная литература, периодика, электронные ресур сы и т.п.). Целенаправленно отобрать учебно-наглядные материалы и по собия. Подумать, какой дидактический ресурс потребуется для методиче ского сопровождения урока: раздаточный наглядный, текстовый, докумен тальный материал и др. III этап. Продумывание методического замысла урока. На этом этапе определяются тип и методическая форма урока, про думывается его структурное построение (этапы урока и их последователь ность), указываются виды учебной работы и способы организации дея тельности учащихся на каждом этапе урока. Все это выстраивается с уче том осознанной цели и отобранного содержания учебного материала. Здесь начинающему учителю не обойтись без опоры на имеющиеся по урочные методические разработки и рекомендации. Необходимо их твор 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz