Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

1. Подготовка к уроку истории. Урок - это видимая часть труда учителя. Это, образно говоря, вер­ хушечка айсберга, с которым можно сравнить огромный труд учителя, свя­ занный с подготовкой к урокам. Урок —это результат, итог большой, неви­ димой для других подготовительной работы. Подготовка к уроку - сложный, трудоемкий и ответственный про­ цесс. Не только у начинающего, но и у опытного учителя подготовка к уроку занимает много времени. Каждый учитель готовится к уроку по-своему, по своим правилам. Урок, по праву, можно назвать педагогическим произведением учителя. Учитель свободен в выборе методической модели, приемов, средств обу­ чения. Но эта свобода выбора все же относительна, ибо, желая того или не желая, учитель находится во власти педагогической логики, целесообраз­ ности. При подготовке урока любого типа и методического жанра прихо­ дится неизбежно пройти ряд последовательных, взаимосвязанных этапов.1 I этап. Анализ требований государственного стандарта общего об­ разования, образовательной программы и материалов учебника по теме урока. Путем анализа образовательного стандарта и программы выявляется главное содержание урочной темы, обязательное для изучения и усвоения: основные вопросы, проблемы, понятия, стержневые содержательные ли­ нии урока. При работе со школьным учебником учителю необходимо: 1. Провести структурно-функциональный анализ содержания пара­ графа и определить объекты прочного усвоения (важные и наиболее суще­ ственные факты; связанные с ними имена, даты, названия; основные поня­ тия; необходимые для осмысления исторические связи; теоретические вы­ воды и обобщения); 2. В ходе структурного анализа содержания урочной темы надо оце­ нить полноту и качество освещения основного материала в параграфе учебника: все ли вопросы, необходимые для изучения освещены, насколь­ ко глубоко и полно они раскрываются; 3. Определить, с какими умениями школьников будет связано изуче­ ние и осмысление основного учебного материала; 4. Выявить связь с ранее изученным материалом школьных курсов истории: на какие знания можно и нужно опереться в изучении темы уро­ 1Логика действий учителя при подготовке к уроку истории в советской школе была обоснована Н.Г.Дайри. См. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: Просве­ щение, 1969. Известные современные ученые Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. пред­ лагают свой вариант примерного плана подготовки к комбинированному уроку - Вя­ земский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. —М.: ВЛА­ ДОС, 2003, С.321-323. 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz