Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
1. Подготовка к уроку истории. Урок - это видимая часть труда учителя. Это, образно говоря, вер хушечка айсберга, с которым можно сравнить огромный труд учителя, свя занный с подготовкой к урокам. Урок —это результат, итог большой, неви димой для других подготовительной работы. Подготовка к уроку - сложный, трудоемкий и ответственный про цесс. Не только у начинающего, но и у опытного учителя подготовка к уроку занимает много времени. Каждый учитель готовится к уроку по-своему, по своим правилам. Урок, по праву, можно назвать педагогическим произведением учителя. Учитель свободен в выборе методической модели, приемов, средств обу чения. Но эта свобода выбора все же относительна, ибо, желая того или не желая, учитель находится во власти педагогической логики, целесообраз ности. При подготовке урока любого типа и методического жанра прихо дится неизбежно пройти ряд последовательных, взаимосвязанных этапов.1 I этап. Анализ требований государственного стандарта общего об разования, образовательной программы и материалов учебника по теме урока. Путем анализа образовательного стандарта и программы выявляется главное содержание урочной темы, обязательное для изучения и усвоения: основные вопросы, проблемы, понятия, стержневые содержательные ли нии урока. При работе со школьным учебником учителю необходимо: 1. Провести структурно-функциональный анализ содержания пара графа и определить объекты прочного усвоения (важные и наиболее суще ственные факты; связанные с ними имена, даты, названия; основные поня тия; необходимые для осмысления исторические связи; теоретические вы воды и обобщения); 2. В ходе структурного анализа содержания урочной темы надо оце нить полноту и качество освещения основного материала в параграфе учебника: все ли вопросы, необходимые для изучения освещены, насколь ко глубоко и полно они раскрываются; 3. Определить, с какими умениями школьников будет связано изуче ние и осмысление основного учебного материала; 4. Выявить связь с ранее изученным материалом школьных курсов истории: на какие знания можно и нужно опереться в изучении темы уро 1Логика действий учителя при подготовке к уроку истории в советской школе была обоснована Н.Г.Дайри. См. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: Просве щение, 1969. Известные современные ученые Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. пред лагают свой вариант примерного плана подготовки к комбинированному уроку - Вя земский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. —М.: ВЛА ДОС, 2003, С.321-323. 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz