Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Раздел IV Школьный урок истории: вопросы теории и практики Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания школьников. Все попытки найти эк­ вивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных за­ нятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Урок - это важная часть жизни учеников. Добрая половина жизни школьника проходит на уроках. И все это время - в руках учителя! Поэто­ му вопрос: «Как сделать урок эффективным?» - всегда волнует настоящего учителя. Теория урока истории получила широкое освещение в трудах ученых педагогов и методистов советского поколения: Н.В. Андреевской, Б.Н. Вернадского, А.А. Вагина, М.А. Зиновьева, Г.В. Карцова, Ф.П. Коров­ кина, П.С. Лейбенгруба, А.И. Стражева, Н.Г. Дайри. Следует признать, что в постсоветский период такого мощного, как в советские годы, пласта научной литературы по проблемам современного урока истории пока не создано. Меняется общество - меняются ученики, меняется учитель, меняется урок. Глобальные перемены в российском об­ ществе и системе образования выдвигают новые требования ко всем ком­ понентам современного урока истории. Школьная практика быстрее реа­ гирует на вызовы времени, опережая, порой, науку. Передовой творческий опыт учителей истории, с одной стороны, отражает инновационные подхо­ ды и взгляды на урок истории в современной школе, а с другой стороны, является экспериментальной площадкой, высвечивая главные дидактиче­ ские его проблемы, требующие глубокого теоретического осмысления. Происходящие процессы обновления содержания и методики обучения, не означают полное опровержение сложившихся в российской школе теоре­ тических основ урока истории. Напротив, залог успеха любой системы об­ разования - сочетание традиций и инноваций. Изучение и осмысление основополагающих вопросов, раскрываю­ щих теорию урока истории, поможет начинающему учителю свободнее двигаться и находить свой путь в лабиринтах многочисленных «открытых» вопросов и проблем, сопровождающих процесс рождения современного школьного урока истории XXI века. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz