Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

зать цивилизационное многообразие мира. В рамках такого подхода изу­ чается история цивилизаций. С позиций дидактики цивилизационный подход в изучении истории предполагает, с одной стороны, создание у учащихся образных представ­ лений о многообразии цивилизаций и культур; самобытной истории и культуре разных цивилизаций; своеобразии их исторического пути. С дру­ гой стороны, он требует показа взаимодействия и взаимовлияния разных цивилизаций и культур в процессе развития мировой цивилизации. При таком подходе важным является отражение быта, культуры, мировоззрения, системы ценностей изучаемого общества во взаимосвязи с его государственным, экономическим, политическим устройством. К при­ меру, в изучении отечественной истории цивилизационный подход пред­ полагает рассмотрение истории Российского общества на фоне и в контек­ сте мировой истории. Это позволяет определить место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее исторического пути, об­ щественной организации и культуры в сравнении с опытом разных наро­ дов, выявить воздействие мощных цивилизационных центров —Запада и Востока, причины трудностей цивилизационного развития при колоссаль­ ном человеческом и природном потенциале и т.п. Поскольку данный теоретический подход является новым для рос­ сийской исторической науки, он еще долгое время будет переживать время поиска. Отбор содержания, осуществленный в обновленных школьных учебниках, пока не соответствует в полной мере цивилизационному взгля­ ду на историю. Ни одна из названных концепций не является универсальной в вос­ приятии истории, не лишена однобокого видения истории. Поэтому в школьных курсах истории, как и в некоторых исторических исследовани­ ях, используются методологические инструментарии различных научных подходов. Наряду с концептуальным многообразием и на его основе реализует­ ся общий гуманитарный подход в преподавании истории, обусловивший такое новое явление как гуманизация содержания истории. По мнению известного ученого-методиста Г.М.Донского, важнейшая задача гуманизации исторического образования заключается в том, чтобы наши дети слышали и различали звуки культурного многоголосия, пред­ ставляли людей из разных эпох с их образом жизни, мыслей, поведения, проникли в своеобразие культуры, идеологии, психологии тех, кто задолго до нас жил на этой планете. Гуманизация истории, с точки зрения отбора содержания, предпола­ гает, образно говоря, «очеловечивание» истории, население ее людьми. В содержании школьных уроков более пристальное внимание должно быть уделено людям, реальным участникам событий и процессов, их поступкам, мотивам поведения, «вживанию» учеников в историческую эпоху или си­ 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz