Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

В завершении темы хотелось бы обратить внимание на выявленные исследователями и специалистами типичные ошибки в проведении дис­ куссий: - монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать; - безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета; - издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного учени­ ка, невольно огорчает других; - увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от за­ данной темы; - нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова1. Учителю - руководителю дискуссии важно соблюдать и сохранять психологическое равновесие между чрез­ мерно активными и разговорчивыми учениками. Учебная дискуссия в той или иной форме становится неотъемлемым компонентом современного урока истории. Задания для самоконтроля знаний по разделу III. 1. Какое определение наиболее точно отражает сущность понятия «мето обучения»: - это способы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленной цели - это способы организации учебной деятельности учащихся 2. Подчеркните методы, относящиеся к классификации И.Я.Лернера М.Н.Скаткина. Укажите, какой критерий положен в основу их классификации: - исследовательский - метод устного обучения истории - метод работы с печатными историческими текстами - репродуктивный метод - частично-поисковый метод - наглядные методы ~ проблемное изложение - практические методы - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) 3. Сгруппируйте ниже перечисленные методы обучения истории по следующ критериям: а) по источникам приобретения знаний; б) по уровню самостоятельности и характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Буквой «П» выделите среди них методы проблемного обучения: - исследовательский метод 1 Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005, С.103. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz