Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Большевики же поступили наоборот: землю поделили между крестьянами, объ­ явили право наций на самоопределение вплоть до отделения, сократили рабочий день в промышленности». На что же рассчитывали «белые силы»? С кем и как хотели одолеть «крас­ ных»? По сигналу учителя одновременно во всех группах начинается вы­ движение идей. Эксперт следит за выдвижением идей и фиксирует их. Штурм длится 10-15 мин. 4 этап —отчеты экспертов и отбор лучших идей. 5 этап - публичная защита самых продуктивных идей представите­ лями соответствующих групп. Обобщение результатов «мозговой атаки», обсуждение итогов работы. Все изложенное показывает, что организация дискуссий и различных форм уроков, предполагающих участие школьников в таком виде творче­ ской мыслительной деятельности, предъявляет высокие требования, как к учителю, так и к ученикам. Успешно и продуктивно организовать и провести урок в форме дис­ куссии может лишь широко эрудированный, глубоко знающий свой пред­ мет и состояние обсуждаемой проблемы в исторической науке учитель. Умение четко сформулировать проблему, поставить задания дискуссион­ ного характера, настроить учеников на обсуждение, грамотно организовать полемику, все эти высокие профессиональные умения учителя также необ­ ходимы в проведении дискуссии. Следует еще раз подчеркнуть значимость такого фактора как образовательная среда, формируемая не в малой степе­ ни стилем общения учителя и учеников. Взаимное доверие, доброжела­ тельность, уважение к личности и мнению ученика в сочетании с кон­ структивным деловым подходом к обсуждаемым вопросам —благодатная почва для учебных дискуссий. Не менее высокие требования предъявляют учебные дискуссии к личностным качествам и учебно-познавательным умениям школьников. От них также требуется хорошее знание предмета обсуждения, умение логи­ чески, чаще всего, нестандартно мыслить, выстраивать систему доказа­ тельств. Участие в дискуссии требует проявления особых свойств ума и черт характера. В их числе смелость, уверенность в знаниях, выдержка, то­ лерантность, убежденность, быстрота реакции, красноречие. Анкетирова­ ние, проведенное А.КХЛазебниковой в конце 1980-х годов показало, что по самооценке самих учащихся, 75% девятиклассников и более 60% деся­ тиклассников не владеют или слабо владеют знаниями и умениями, необ­ ходимыми для участия в дискуссии1. Изменилась ли ситуация в современ­ ной школе? Хочется надеяться, что активное внедрение в учебный процесс развивающих технологий обучения истории меняет ситуацию к лучшему. 1Лазебникова А.Ю. Изучение произведений Маркса, Энгельса, Ленина на уроках исто­ рии и обществоведения: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990, С. 173. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz