Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Этот вид дискуссии лежит в основе «Мозгового штурма» или «Моз­ говой атаки». Данный метод семинара-дискуссии направлен на коллек­ тивное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения всех участников занятия; целеустремленное, активное обду­ мывание и обсуждение учебного вопроса. Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов. Подготовительный этап. На нем осуществляется формирование не­ скольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы. Рабочие группы создаются для генерации идей, а члены экспертной группы закреп­ ляются за каждой рабочей группой (по 1 эксперту). Они следят за ходом обсуждения, фиксируют выдвигаемые идеи, оценивают их и выбирают лучшие. Если мозговой штурм проводится впервые, то важным моментом подготовительного этапа станет определение условий и правил коллектив­ ной работы. Правша «мозговой атаки». 1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных. Есть веду­ щий и участники. 2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. 3.Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением. 4.Рекомендуется задавать вопросы друг другу с целью уточнения и развития вы­ сказанных идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров. 5.Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается. Даже, если кому-то не нравятся высказанные версии, лучше сказать: «Да, но можно еще и по-другому». 6. Свои мысли следует формулировать по существу и коротко. Чем больше бу­ дет выдвинуто идей, тем лучше. 7.Помните, оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию челове­ ка! 2 этап - Разминка. Это - блиц-опрос (блиц-турнир) - быстрый поиск ответов на задания тренировочного характера с целью настроится на игру, освободиться от скованности, присмотреться друг к другу, потренироваться в коллектив­ ном поиске ответов. 3 этап - «Штурм» поставленной проблемы. Здесь выдвигается основная проблема для обсуждения. Могут быть взяты любые вопросы школьного курса, важные и полезные для изучения, которые, естественно, не имеют прямого ответа, а нередко ставят учеников и в тупиковую ситуацию. К примеру, выдвигается такая проблема. «Программы «белого движения» не предусматривали радикального решения земельного вопроса (имения возвращались по­ мещикам), отрицали право нации на самоопределение, не улучшали положение рабочих на предприятиях. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz