Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Этот вид дискуссии лежит в основе «Мозгового штурма» или «Моз говой атаки». Данный метод семинара-дискуссии направлен на коллек тивное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения всех участников занятия; целеустремленное, активное обду мывание и обсуждение учебного вопроса. Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов. Подготовительный этап. На нем осуществляется формирование не скольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы. Рабочие группы создаются для генерации идей, а члены экспертной группы закреп ляются за каждой рабочей группой (по 1 эксперту). Они следят за ходом обсуждения, фиксируют выдвигаемые идеи, оценивают их и выбирают лучшие. Если мозговой штурм проводится впервые, то важным моментом подготовительного этапа станет определение условий и правил коллектив ной работы. Правша «мозговой атаки». 1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных. Есть веду щий и участники. 2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. 3.Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением. 4.Рекомендуется задавать вопросы друг другу с целью уточнения и развития вы сказанных идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров. 5.Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается. Даже, если кому-то не нравятся высказанные версии, лучше сказать: «Да, но можно еще и по-другому». 6. Свои мысли следует формулировать по существу и коротко. Чем больше бу дет выдвинуто идей, тем лучше. 7.Помните, оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию челове ка! 2 этап - Разминка. Это - блиц-опрос (блиц-турнир) - быстрый поиск ответов на задания тренировочного характера с целью настроится на игру, освободиться от скованности, присмотреться друг к другу, потренироваться в коллектив ном поиске ответов. 3 этап - «Штурм» поставленной проблемы. Здесь выдвигается основная проблема для обсуждения. Могут быть взяты любые вопросы школьного курса, важные и полезные для изучения, которые, естественно, не имеют прямого ответа, а нередко ставят учеников и в тупиковую ситуацию. К примеру, выдвигается такая проблема. «Программы «белого движения» не предусматривали радикального решения земельного вопроса (имения возвращались по мещикам), отрицали право нации на самоопределение, не улучшали положение рабочих на предприятиях. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz