Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

реннем ряду стулья ставятся спинкой к центру круга, а во внешнем - уче­ ники должны располагаться лицом к центру круга. Таким образом, участ­ ники дискуссии рассаживаются лицом друг к другу, образуя пары. Внут­ ренний круг - неподвижный, а внешний - мобильный. По сигналу педагога все ученики внешнего круга пересаживаются на стул вправо и оказывают­ ся перед новым партнером. Такая дискуссия может проводиться при столкновении двух точек зрения на спорный вопрос. Например, выдвигается спорный в истории во­ прос об итогах Бородинской битвы, которые оцениваются неоднозначно. Одна точка зрения - в битве была одержана моральная победа России; дру­ гая точка зрения - победа была ничья. Ученики внутреннего круга являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего - другой. Школьники одновременно ведут в парах дис­ куссию, доказывая свою точку зрения. Перемещаясь к новому партнеру, они слышат новые доводы, аргументы, а значит, вынуждены подбирать новые контр аргументы. К концу круга ученики, как правило, оттачивают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партне­ рами. На учебном занятии дискуссия может проходить по типу «Круглого стола». При такой форме дискуссии сравнительно небольшая ключевая группа сильных ребят публично обсуждает проблему под руководством ведущего, а весь класс участвует в обмене мнениями, каждый может зада­ вать вопросы. Весьма продуктивной может оказаться прогрессивная дискуссия1. Ее цель - групповое решение проблемы и одновременно тренировка комму­ никативных умений и навыков участников дискуссии. Дискуссия состоит из пяти этапов: 1. Зарождение и выдвижение идей по обсуждаемому вопросу. Например, обсуждается проблема — «Почему все древнейшие цивилизации Востока возникали по берегам и в бассейнах больших рек?». Участникам дается время на выдвижение идей по предложенной проблеме 2. Все предложения и идеи выписываются на доске. 3. Обсуждается каждый предложенный вариант 4. Выделяются и рассматриваются наиболее подходящие и продук­ тивные варианты. 5. На основе выбранных вариантов руководитель организует дискус­ сию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее ко­ личество голосов, из них выбираются окончательные. Подобная форма работы помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповые решения. 1Там же, С. 100. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz