Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Особой организации урока потребует использование такой модели дискуссии как «Дебаты». Технология «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество»1. Проиллюстрируем возможности применения дан ной технологии на уроках-дискуссиях по истории. Дебаты основаны на соперничестве двух команд. Команды, имею щие противоположные мнения по обсуждаемой проблеме, ведут спор во круг четко сформулированного тезиса. Одна команда его опровергает, дру гая - защищает. Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Например, дебаты идут вокруг тезиса: «В политике цель оправдыва ет средства» или тезиса: «Революции всегда бывают, неудачны; удачных революций не бывает, и быть не может. Они всегда порождают не то, к че му стремились, всегда переходят в свою противоположность». Условия игры. От каждой команды по ходу дискуссии выделяется по три спикера, которые поочередно включаются в дебаты. От утверждающей стороны - первый спикер утверждает тезис и представляет аргументы его подтверждающие. Вслед за ним первый спикер от противоположной команды пред ставляет контр аргументы, отрицающие тезис. Затем, второй спикер усиливает утверждающую линию, представля ет новые, дополнительные аргументы. Соответственно представитель второй команды усиливает опровер гающие тезис аргументы. Третьи спикеры той и другой команды представляют финальный от вет, опровергая доводы соперников, усиливая доказательства своей сторо ны. Арбитр следит за временем дискуссии. Жюри заполняет лист оценки аргументов, может задавать перекрест ные вопросы, оценивает речи спикеров. В завершении дебатов, ведущий совместно с членами жюри подво дит итоги, делает выводы. Важно, чтобы итоги подводились по качеству и убедительности ар гументов. Другая модель организации дискуссии - «Вертушка» предложена методистом, к.п.н. М.С.Ерохиной. Целью данной формы дискуссии является вовлечение всего класса в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению. Для такой дискуссии стулья расставляются в два больших круга. Во внут 1Указ. соч., С. 112-116. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz