Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Особой организации урока потребует использование такой модели дискуссии как «Дебаты». Технология «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество»1. Проиллюстрируем возможности применения дан­ ной технологии на уроках-дискуссиях по истории. Дебаты основаны на соперничестве двух команд. Команды, имею­ щие противоположные мнения по обсуждаемой проблеме, ведут спор во­ круг четко сформулированного тезиса. Одна команда его опровергает, дру­ гая - защищает. Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Например, дебаты идут вокруг тезиса: «В политике цель оправдыва­ ет средства» или тезиса: «Революции всегда бывают, неудачны; удачных революций не бывает, и быть не может. Они всегда порождают не то, к че­ му стремились, всегда переходят в свою противоположность». Условия игры. От каждой команды по ходу дискуссии выделяется по три спикера, которые поочередно включаются в дебаты. От утверждающей стороны - первый спикер утверждает тезис и представляет аргументы его подтверждающие. Вслед за ним первый спикер от противоположной команды пред­ ставляет контр аргументы, отрицающие тезис. Затем, второй спикер усиливает утверждающую линию, представля­ ет новые, дополнительные аргументы. Соответственно представитель второй команды усиливает опровер­ гающие тезис аргументы. Третьи спикеры той и другой команды представляют финальный от­ вет, опровергая доводы соперников, усиливая доказательства своей сторо­ ны. Арбитр следит за временем дискуссии. Жюри заполняет лист оценки аргументов, может задавать перекрест­ ные вопросы, оценивает речи спикеров. В завершении дебатов, ведущий совместно с членами жюри подво­ дит итоги, делает выводы. Важно, чтобы итоги подводились по качеству и убедительности ар­ гументов. Другая модель организации дискуссии - «Вертушка» предложена методистом, к.п.н. М.С.Ерохиной. Целью данной формы дискуссии является вовлечение всего класса в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению. Для такой дискуссии стулья расставляются в два больших круга. Во внут­ 1Указ. соч., С. 112-116. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz