Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Сложная и важная часть урока — выход из учебной дискуссии. Он за висит от того, какой тип дискуссии учитель взял за основу урока. Дискуссия может быть императивного типа (императивный тип - требующий согласия, безусловного подчинения). В такой дискуссии участники обсуждения приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. В этом случае единая точка зрения должна быть ар гументировано и обстоятельно доказана и всеми учащимися принята. Если взят за основу конфронтационный тип дискуссии, то ее участ ники не приходят к единой точке зрения, каждый может остаться при сво ем мнении. Такой ничейный результат возможен и допустим при равенстве аргументов, которое доказано. Дискуссия может быть информативного типа. В ходе такой дискус сии учащиеся получают насыщенный материал и, обсуждая его, вникают в сущность обсуждаемой проблемы. Конфронтационный и информативный типы дискуссий требуют про должения работы на других уроках или семинарах. В школьном обучении наиболее предпочтительным является первый - императивный тип дискус сии, когда участники обсуждения приходят к общей позиции. Дискуссия на уроке может быть организована в различной методиче ской форме. Помимо классического обмена мнениями в процессе беседы- дискуссии может быть использована процедура «Обсуждение вполголоса», методика «лабиринта», методика «эстафеты» и другие1. Процедура «Обсуждение вполголоса» может быть использована на первом этапе урока-дискуссии. Она предполагает первичное осмысление и закрытое обсуждение поставленной проблемы в малых учебных группах. Группы могут обсуждать поставленные перед ними частные вопросы, яв ляющиеся частью общей проблемы, которую предстоит решить классу. В ходе последующей совместной работы класса мнение группы озвучивает ее лидер. Высказанные мнения групп обсуждаются всеми участниками дискуссии. Методика «лабиринта» позволяет поставить в активную позицию почти всех участников дискуссии, так как она предполагает последова тельное, пошаговое обсуждение проблемы. Каждый последующий шаг де лает другой участник, высказывая свое мнение. Обсуждению подлежат все, даже неверные (тупиковые) решения и версии. Главное отличие методики «эстафеты» от предыдущего способа организации дискуссии заключается в том, что каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нуж ным. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005, С.101-102. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz