Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Сложная и важная часть урока — выход из учебной дискуссии. Он за­ висит от того, какой тип дискуссии учитель взял за основу урока. Дискуссия может быть императивного типа (императивный тип - требующий согласия, безусловного подчинения). В такой дискуссии участники обсуждения приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. В этом случае единая точка зрения должна быть ар­ гументировано и обстоятельно доказана и всеми учащимися принята. Если взят за основу конфронтационный тип дискуссии, то ее участ­ ники не приходят к единой точке зрения, каждый может остаться при сво­ ем мнении. Такой ничейный результат возможен и допустим при равенстве аргументов, которое доказано. Дискуссия может быть информативного типа. В ходе такой дискус­ сии учащиеся получают насыщенный материал и, обсуждая его, вникают в сущность обсуждаемой проблемы. Конфронтационный и информативный типы дискуссий требуют про­ должения работы на других уроках или семинарах. В школьном обучении наиболее предпочтительным является первый - императивный тип дискус­ сии, когда участники обсуждения приходят к общей позиции. Дискуссия на уроке может быть организована в различной методиче­ ской форме. Помимо классического обмена мнениями в процессе беседы- дискуссии может быть использована процедура «Обсуждение вполголоса», методика «лабиринта», методика «эстафеты» и другие1. Процедура «Обсуждение вполголоса» может быть использована на первом этапе урока-дискуссии. Она предполагает первичное осмысление и закрытое обсуждение поставленной проблемы в малых учебных группах. Группы могут обсуждать поставленные перед ними частные вопросы, яв­ ляющиеся частью общей проблемы, которую предстоит решить классу. В ходе последующей совместной работы класса мнение группы озвучивает ее лидер. Высказанные мнения групп обсуждаются всеми участниками дискуссии. Методика «лабиринта» позволяет поставить в активную позицию почти всех участников дискуссии, так как она предполагает последова­ тельное, пошаговое обсуждение проблемы. Каждый последующий шаг де­ лает другой участник, высказывая свое мнение. Обсуждению подлежат все, даже неверные (тупиковые) решения и версии. Главное отличие методики «эстафеты» от предыдущего способа организации дискуссии заключается в том, что каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нуж­ ным. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005, С.101-102. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz