Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
чувства декабристы вызывали у современников и потомков? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить неоднозначность взглядов и мнений? 2.Настроение некоторых декабристов в момент принятия решения идти на пло щадь, было выражено в словах князя А.И.Одоевского: «Ах, как славно мы умрем!». И все-таки декабристы выступили. Как вы оцениваете этот поступок: как ребячество, как стремление принести себя в жертву, как отсутствие прогнозирования последствий? А может быть, есть и другие варианты ответа? 3.Средством достижения цели декабристы выбрали вооруженное восстание. А были ли возможны другие средства? Согласны ли вы, что вооруженный путь достиже ния цели является оптимальным? 4.В исторической науке есть мнение, что восстание 14 декабря имело больше шансов не бьггь, нежели состояться. Перечислите те и другие шансы. Сопоставьте итог вашей работы с приведенной точкой зрения. 5.Движение декабристов наложило отпечаток на все XIX столетие. Как вы дума ете, почему? 6.Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас? Чему мог ли бы научить молодые люди первой четверти XIX века современную молодежь? Для организации такого урока исключительно важен подготови тельный этап, который предполагает психологический настрой, пробуж дение интереса к обсуждению темы, работу с дополнительной литерату рой, рекомендованной учителем для прочтения. При подготовке к уроку, возможно, потребуется формирование учебных групп и организационная работа с каждой из них. Нужно выделить оптимальное время на подготов ку. Нельзя затягивать подготовительный этап, чтобы не погасить интерес, и в то же время не следует ограничивать его сжатыми сроками. Практика показывает, что для подготовки урока-дискуссии бывает достаточно пол торы недели. Успех учебных дискуссий и даже возможность их проведения во многом зависит от характера сложившихся межличностных отношений учителя и учащихся : от того хотят ли ученики доверять свое мнение учи телю, какая нравственная атмосфера царит на уроке. Многое зависит от руководителя дискуссии. Чаще всего его роль вы полняет учитель, но это может быть и уважаемый в классе авторитетный ученик (в этом случае нужно провести подготовительную консультатив ную работу с учеником - ведущим). Важна манера ведения дискуссии. Ве дущий должен уметь поддержать спор, дать возможность высказаться всем желающим, направлять дискуссию, не навязывая своего мнения, владеть специальными приемами для возбуждения активности аудитории - под бадривать противников, заострять противоположные точки зрения, ис пользовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России. 1800-2002 гг.: Поурочные методиче ские разработки и сценарии уроков. /Серия «Книга для учителя». - Ростов н/Д: Фе никс, 2002, С. 53-55. 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz