Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

чувства декабристы вызывали у современников и потомков? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить неоднозначность взглядов и мнений? 2.Настроение некоторых декабристов в момент принятия решения идти на пло­ щадь, было выражено в словах князя А.И.Одоевского: «Ах, как славно мы умрем!». И все-таки декабристы выступили. Как вы оцениваете этот поступок: как ребячество, как стремление принести себя в жертву, как отсутствие прогнозирования последствий? А может быть, есть и другие варианты ответа? 3.Средством достижения цели декабристы выбрали вооруженное восстание. А были ли возможны другие средства? Согласны ли вы, что вооруженный путь достиже­ ния цели является оптимальным? 4.В исторической науке есть мнение, что восстание 14 декабря имело больше шансов не бьггь, нежели состояться. Перечислите те и другие шансы. Сопоставьте итог вашей работы с приведенной точкой зрения. 5.Движение декабристов наложило отпечаток на все XIX столетие. Как вы дума­ ете, почему? 6.Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас? Чему мог­ ли бы научить молодые люди первой четверти XIX века современную молодежь? Для организации такого урока исключительно важен подготови­ тельный этап, который предполагает психологический настрой, пробуж­ дение интереса к обсуждению темы, работу с дополнительной литерату­ рой, рекомендованной учителем для прочтения. При подготовке к уроку, возможно, потребуется формирование учебных групп и организационная работа с каждой из них. Нужно выделить оптимальное время на подготов­ ку. Нельзя затягивать подготовительный этап, чтобы не погасить интерес, и в то же время не следует ограничивать его сжатыми сроками. Практика показывает, что для подготовки урока-дискуссии бывает достаточно пол­ торы недели. Успех учебных дискуссий и даже возможность их проведения во многом зависит от характера сложившихся межличностных отношений учителя и учащихся : от того хотят ли ученики доверять свое мнение учи­ телю, какая нравственная атмосфера царит на уроке. Многое зависит от руководителя дискуссии. Чаще всего его роль вы­ полняет учитель, но это может быть и уважаемый в классе авторитетный ученик (в этом случае нужно провести подготовительную консультатив­ ную работу с учеником - ведущим). Важна манера ведения дискуссии. Ве­ дущий должен уметь поддержать спор, дать возможность высказаться всем желающим, направлять дискуссию, не навязывая своего мнения, владеть специальными приемами для возбуждения активности аудитории - под­ бадривать противников, заострять противоположные точки зрения, ис­ пользовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России. 1800-2002 гг.: Поурочные методиче­ ские разработки и сценарии уроков. /Серия «Книга для учителя». - Ростов н/Д: Фе­ никс, 2002, С. 53-55. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz