Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
6. Я помню, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты. 7. Я признаю правоту оппонента, если докажут ошибочность моего мнения. 8. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргу ментов. 9. При выступлении и аргументации своей точки зрения я буду использовать формулу «ПОПС»: П - позиция (Я считаю, что...) О - объяснение (Потому, что ...) П - пример (Например, ...) С - следствие - вывод (Следовательно,...). Для самого учителя - организатора дискуссии, подобная памятка вы ступает важным средством обучения школьников. Оперируя по необходи мости обозначенными правилами, можно корректировать, направлять, шлифовать ответы и действия учеников во время дискуссии. Памятка может быть введена по усмотрению учителя на любом этапе обучения. Но, безусловно, ее следует предложить и разъяснить перед про ведением урока-дискуссии. 3. Особенности организации и проведения уроков-дискуссий. Проведение урока-дискуссии дело необычайно сложное и трудоем кое. В процессе подготовки и проведения такого урока важно учесть и продумать многое. Выбор и формулировка темы урока. Тема должна быть актуальна для обсуждения и интересна для учеников; она должна быть достаточно знакома, чтобы ученики могли компетентно вести обсуждение. В форме дискуссии лучше всего проводить повторительно-обобщающие уроки. Формулировка темы должна настраивать на дискуссию. К примеру, тему для урока дискуссии можно сформулировать так: «Реформы Петра I в оценках историков и современников», «Декабристы - первенцы свободы или первые русские экстремисты?», «Откуда есть пошла русская земля (О роли варягов в образовании Древнерусского государства» и др. План дискуссии (вопросы для обсуждения). Вопросов не должно быть много и все они в совокупности должны быть подчинены общей идее дискуссии. Формулировка вопросов должна побуждать к обмену мнениями, включать в себя возможные столкновения разных точек зрения. Приведем для примера, вопросы-задания к уроку-дискуссии по теме «Безумству храбрых поем мы песню?». Вопросительный знак, завершающий формулировку темы, уже заключает в себе элемент для дискуссии. Этот вопрос может быть отнесен к раз ным словам сформулированной темы. Расставить акценты - право каждого участника дискуссии. Урок посвящен причинам поражения и значению движения декабристов, а также осмыслению нравственного опыта, который сохраняет свою актуальность для совре менной молодежи. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы. 1.По мнению Л.Н.Толстого «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства». Как вы понимаете эти слова писателя? Какие мысли и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz