Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Первое направление, связанное со сменой методологических подхо­ дов к изучению и осмыслению истории, является фундаментальным для ис­ торической науки и содержания учебного предмета «История». Школьный курс истории не сводится к сокращенному изложению событий прошлого. Это специально созданная модель познания прошлого, в которой особое место занимает методология познания, ее освоение школьниками. Перемены, произошедшие в отечественной исторической науке в по­ следнее десятилетие XX века и смену концептуальных методологических подходов к осмыслению истории, многие ученые классифицируют как ре­ волюцию в исторической науке, поскольку речь идет о смене научной па­ радигмы. В советский период теоретическим фундаментом исторической науки и, соответственно, школьных курсов истории являлась формацион­ ная теория. Вспомните ее суть? В логике формационного подхода к изучению истории в центре вни­ мания всегда оказывались социально-экономические и политические фак­ торы развития. Эти сюжеты истории составляли основное содержание школьных курсов истории. Пагубность такого методологического подхода заключался, сглавным образом, в монопольном господстве марксистко­ ленинской философии, в то время как в мировой историографии существо­ вали и иные взгляды на сущность развития исторического процесса. В ходе научных дискуссий произошел отказ от господствовавшей ранее идеологии и связанной с ней монодоктрины исторического развития. В научном сообществе получили признание различные концепции исто­ рии, в том числе - формационно-стадиальная, цивилизационная, культуро­ логическая, антропологическая. Существующие в современной историче­ ской науки методологические подходы, применяются в учебном процессе в соответствии с их гносеологическим, мировоззренческим и дидактиче­ ским потенциалом. Формационно-стадиальный подход в большей мере, чем другие, рас­ крывает поступательное движение общества. Культурологический подход ориентирует на более пристальное внимание к духовной сфере жизни об­ щества, к истории культуры народов, к их культурным достижениям, к вкладу в мировую культуру и систему исторически сложившихся ценно­ стей. Антропологический подход предусматривает обращение к проблемам человека в истории, к индивидуальному и типическому в людях разных эпох, что вызывает особый интерес школьника. Приоритетным в современном школьном историческом образовании является цивилизационный подход к изучению истории. Он призван пока­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz