Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
голод, разруха, нищета, «малая гражданская война», волнения в городах и вооружен ных силах, Кронштадтский мятеж, внутрипартийная борьба. Все это - проявление глу бокого социального, экономического, политического, партийного кризиса страны Со ветов. Власть Советов под угрозой! Представьте, что Вы - член Советского правительства (СНК). Что бы Вы предложили и предприняли для сохранения и укрепления Советской власти? Составьте свою программу выхода из кризиса. После представления и обсуждения результатов работы, ученические проекты программ сравниваются с реальными действиями, предпринятыми Советским прави тельством в то время. В чем смысл и значение заданий подобного рода? Значение таких заданий заключается не только в накоплении опыта участия в дискуссиях, но и в развитии важных качеств мышления высокого уровня: гибкость, альтернативность, критичность, прогнозирование. Мыс ленно «проигрывая» развитие событий, ученики личностно ощущают сложные исторические ситуации, заключающие в себе возможные альтер нативные варианты их разрешения. Они лучше понимают и осознают, что поиск исторически верного решения - дело не простое, так как подвержено влиянию многих факторов. Итак, можно заметить, что во всех выше обозначенных случаях, дис куссии занимают лишь часть урока и касаются отдельных вопросов изуча емой темы. Ученики заранее не предупреждаются и специально не гото вятся к такой дискуссии. Все учащиеся класса оперируют примерно оди наковым кругом фактов и материалом, полученным на уроке или в ходе изучения темы. Не переоценивая значения подобных дискуссионных заданий, нельзя не признать, что в сочетании с другими приемами активизации обучения они развивают творческое мышление учащихся. В процессе такой работы под руководством учителя и при его ведущей роли дети формируют куль туру участия в дискуссии, осваивают правила ведения спора, руководству ясь предложенной памяткой участнику дискуссии. Основные правила поведения в дискуссии.1 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему ре шению. 3. Я выслушаю соображения каждого, даже, если я с ним не согласен. 4. Прежде, чем выступать, я определю свою позицию. 5. Я спорю честно, не искажаю мыслей и слов товарищей. Другие варианты памятки участнику дискуссии см. в кн. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2001, С.19-20. Селев- ко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффек тивного управления УВП,- М.: НИИ школьных технологий, 2005, С. 104. 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz