Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Ю.А.Троицкий, с точки зрения материальных потерь, считает победителем в битве Наполеона. Какова ваша точка зрения? Пример 2. На обобщающих уроках с девятиклассниками можно обсудить предложенные точки зрения на сущность и роль революций в историческом процессе: «Революции - локомотивы истории» (К.Маркс). «Революции всегда бывают неудачными: удачныхреволюций не бывает, и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность» (Н. Бердяев) «Революция - варварская форма прогресса. Будет ли нам дано увидеть день, ко­ гда форма человеческого прогресса действительно будет человеческой» (ЖЖорес). С какой точкой зрения вы бы согласились? А какую оспорили? Особое место среди дискуссионных заданий занимают задачи ситу­ ативного типа (образные задания). Ребятам предлагается мысленно представить историческую ситуа­ цию, существовавшую в обществе, предположить возможные варианты ее разрешения, а затем сравнить с тем, что произошло в действительности. Ситуация 1. В процессе изучения соответствующего материала пятиклассникам предлагает­ ся представить: «В районе порога Нила вспыхнуло восстание. Фараону донесли об этом. Предположите, каковы были решения и действия фараона ?» Выслушав версии, предположения и доводы учеников, учитель предлагает найти в тексте учебника или документа конкретные примеры, факты, подтверждающие или опровергающие выска­ занные предположения. Ситуация 2. Тема урока «Русско-японская война». 28 февраля 1905 года С.Ю.Витте обратился к Николаю II с письмом, в котором доказывал крайнюю опасность продолжения войны. Принимая во внимание экономи­ ческие и внешнеполитические факторы, попытайтесь с позиции Витте обосновать вы­ сказанное опасение, продолжив предложения: 1. Дальнейшие боевые действия повлекут за собой: а)... б)... в)... 2. Прекращение войны позволит царскому правительству: а)... б) ... в) ... Ситуация 3. Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аг­ рарной реформы. Как бы вы ответили на вопросы: - Почему Вы не хотите выходить из общины? - Почему вы возвратились назад из Сибири? Ситуация 4. На уроке истории в 9 классе учитель приводит факты, иллюстрирующие тяжелое положение молодой Советской республики, сложившееся весной 1921 года. В стране 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz