Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Пример 2. При изучении и обобщении темы «Столыпинская аграрная реформа» девяти­ классники могут поразмышлять над такими заданиями: Известный монархист В.В.Шульгин заявлял, что аграрная реформа П.А.Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа - вопреки народу»? Можно ли согласиться с его мнением? Аргументируйте свой ответ. В одном из писем великий русский ученый, член ЦК партии кадетов В.В. Вер­ надский писал: «Столыпин нанес монархии, или, по крайней мере, династии более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые». Согласны ли вы с подобным утверждением? При выполнении таких заданий школьники учатся не только опреде­ лять свою позицию, но и оперировать изученными фактами для ее аргу­ ментации. Обмен мнениями возможен при столкновении неоднозначных, а по­ рой и противоположных утверждений об одном и том же явлении. Пример 1. В курсе истории средних веков, после рассмотрения вопроса о средневековых цехах как союзах ремесленников, приводим два утверждения: « Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи сдерживали рост промышленного производства в горо­ дах». Согласны Вы с этими утверждениями? Оба утверждения правильны. Но одно противоречит другому. Как объяснить иразрешить это противоречие? Пример 2. В ходе изучения петровских преобразований интересно поднять такие вопросы: Н.Я.Эйдельман в статье «Революция сверху» (Наука и жизнь, 1988, №11) выска­ зывает мысль о том, что при Петре I количество мануфактур в России увеличивалось, а капитализма становилось меньше. Как вы понимаете данную мысль? Согласны ли вы с ней? Как вы думаете, по­ чемуПетр I остался на крепостнических позициях? Известно, что Петр I при проведении своих преобразований испытывал сопро­ тивление не только со стороны крепостных крестьян, но и со стороны господствую­ щего класса, в интересах которого он действовал. Как вы объясните это противоречие? Близки к этому типу вопросов задания на столкновение неоднознач­ ных оценок событий и личностей. Пример 1. Предлагаем учащимся такую спорную ситуацию. Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородин­ ская битва: победой или поражением? Е В. Тарле и А.З. Манфред считают, что победа была за Россией (нравственная, моральная). Б.С.Абалихин считает, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей и поэтому, была ничья. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz