Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Пример1. Все восстания XVII-XVIII вв. в России закончились поражением. Дает ли это основание говорить об их бесполезности? Приведите известные вам доводы ученых и свои рассуждения по этому поводу. Пример 2. Было ли насильственное присоединение Западной Сибири к России в XVII веке прогрессивным явлением для народов Сибири? Выскажите и обоснуйте свое утвер ждение. Пример 3. Какие средства использовал Иван Калита для усиления Московского княже ства? Выразите свое отношение к таким способам укрепления Московского княже ства. Согласны ли вы с утверждением, что в политике цели оправдывают средства? При обсуждении вопросов альтернативного характера дискуссию можно организовать с элементами игры «Займи позицию». Для этого на доске оформляется шкала мнений, то есть в строчку за писываются варианты возможных ответов: «да», «скорее — да», «скорее —нет»; «нет». Организация игровой деятельности осуществляется следующим об разом. После выдвижения вопроса учащимся дается время для определе ния собственной позиции в соответствии со шкалой мнений. Далее учи тель предлагает отдельным, как правило, самым активным ученикам, за нявшим разные позиции, выйти к доске и встать относительно выбранных ответов. Затем, по правилам игры, каждый по очереди должен объяснить, почему он занял данную позицию; привести по одному аргументу в защиту своего выбора. В процессе игры ученик может поменять позицию, если ар гументы других участников оказались более убедительными. Каждый по менявший позицию, должен объяснить, почему он это сделал. Завершается игра подведением ее итогов. Учитель просит учащихся класса оценить аргументы активных участников игры, оказавшихся у дос ки. Выявляется общее количественное соотношение сторонников разных позиций. Это соотношение сравнивается с мнением - позицией учителя или наиболее признанной научной позицией по данному вопросу. К числу дискуссионных вопросов относятся также задания типа: «Поспорь или согласись с высказанными утверждениями». Пример 1. На обобщающем уроке по теме «Россия при Петре I» будут уместны такие зада ния. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Утверждение 1. «Если преобразования петровской эпохи были необходимы и за кономерны, то они получили бы продолжение и после смерти Петра I независимо от того, кто пришел к власти». Утверждение 2. «Петр1мог бы провести реформу в армии, не проводя реформы в хозяйстве, управлении, культуре». 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz