Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Пример1. Все восстания XVII-XVIII вв. в России закончились поражением. Дает ли это основание говорить об их бесполезности? Приведите известные вам доводы ученых и свои рассуждения по этому поводу. Пример 2. Было ли насильственное присоединение Западной Сибири к России в XVII веке прогрессивным явлением для народов Сибири? Выскажите и обоснуйте свое утвер­ ждение. Пример 3. Какие средства использовал Иван Калита для усиления Московского княже­ ства? Выразите свое отношение к таким способам укрепления Московского княже­ ства. Согласны ли вы с утверждением, что в политике цели оправдывают средства? При обсуждении вопросов альтернативного характера дискуссию можно организовать с элементами игры «Займи позицию». Для этого на доске оформляется шкала мнений, то есть в строчку за­ писываются варианты возможных ответов: «да», «скорее — да», «скорее —нет»; «нет». Организация игровой деятельности осуществляется следующим об­ разом. После выдвижения вопроса учащимся дается время для определе­ ния собственной позиции в соответствии со шкалой мнений. Далее учи­ тель предлагает отдельным, как правило, самым активным ученикам, за­ нявшим разные позиции, выйти к доске и встать относительно выбранных ответов. Затем, по правилам игры, каждый по очереди должен объяснить, почему он занял данную позицию; привести по одному аргументу в защиту своего выбора. В процессе игры ученик может поменять позицию, если ар­ гументы других участников оказались более убедительными. Каждый по­ менявший позицию, должен объяснить, почему он это сделал. Завершается игра подведением ее итогов. Учитель просит учащихся класса оценить аргументы активных участников игры, оказавшихся у дос­ ки. Выявляется общее количественное соотношение сторонников разных позиций. Это соотношение сравнивается с мнением - позицией учителя или наиболее признанной научной позицией по данному вопросу. К числу дискуссионных вопросов относятся также задания типа: «Поспорь или согласись с высказанными утверждениями». Пример 1. На обобщающем уроке по теме «Россия при Петре I» будут уместны такие зада­ ния. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Утверждение 1. «Если преобразования петровской эпохи были необходимы и за­ кономерны, то они получили бы продолжение и после смерти Петра I независимо от того, кто пришел к власти». Утверждение 2. «Петр1мог бы провести реформу в армии, не проводя реформы в хозяйстве, управлении, культуре». 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz