Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

- справедливый характер войны со стороны новгородцев - героизм, самоотверженность защитников Новгорода - русских воинов, новго­ родского ополчения. Пример 2. Какая оценка личности и деятельности Петра I представляется вам наиболее точной? Свое мнение обоснуйте. Петр I - - выдающийся полководец; - «революционер на троне»; - деятельный труженик на троне, пекущийся о благе Отечества; - образец правителя; - прогрессивный царь-преобразователь; - жестокий, деспотичный правитель, злодей, тиран; - царь-просветитель. Пример 3. Объясните, чем, по вашему мнению, народное выступление под предводитель­ ством Е. Пугачева отличается от подобных выступлений в XVII- XVIII вв. ? К какому определению этого события вы склоняетесь: - крестьянская война - гражданская война - народный крестьянский бунт - восстание Обоснуйте свой выбор. Пример 4. Где в древних Афинах или в древнем Риме: - не боялись рабов - положение рабов было доведено до бесчеловечности - жестокость по отношению к рабу считалась обычным явлением - раба можно убить - раба можно продать Аргументируйте свои суждения. Выдвижение таких заданий побуждает учащихся к обмену мнения­ ми, определению и обоснованию собственной позиции. Версии возможных ответов дают отправную точку для размышлений, создают условия для включения в обсуждение большего числа учеников. При отсутствии долж­ ного учебного опыта этот фактор играет существенную роль. Вызвать учащихся на дискуссию можно постановкой альтернатив­ ного вопроса. Он всегда включает учеников в ситуацию выбора, побуждает либо подтвердить, либо опровергнуть заключенную в вопросе мысль. Та­ кие вопросы, как правило, сопровождаются частицей «ли» и выдвигаются после изучения конкретных фактов. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz