Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Не следует упускать из виду, зачастую, полное отсутствие представ лений и элементарных умений ведения спора. Недостаток знаний и умений ученики нередко компенсируют эмоциями, выкриками, нападками друг на друга, критикой личности противника, а не его точки зрения. Такие ситуации в начале работы надо предвидеть, быть готовыми к их возможному возникновению и путем кропотливой последовательной работы формировать у школьников необходимые умения и навыки. В начале работы учебные дискуссии должны быть направлены на выработку у учащихся таких базовых для данного вида деятельности умений и навыков как: - умение оперировать знаниями, конкретными фактами; применять их для обоснования выводов; - грамотно и четко формулировать свои мысли и суждения; - выражать личное отношение к событиям, явлениям, историческим деятелям; - обосновывать свое мнение и личную позицию; - важно также воспитывать культуру ведения спора; обучать прави лам участия в дискуссии. Такой опыт может накапливаться путем включения в урок элементов дискуссионного обсуждения отдельных вопросов истории. Активный обмен мнениями может состояться по поводу причин и последствий исторических событий, вокруг вопросов, связанных с оценкой исторических личностей и фактов. Именно этот исторический материал создает наиболее благодатную почву для организации учебных дискуссий. На конкретных примерах рассмотрим типы и методические вариации заданий дискуссионного характера для учащихся основной общеобразова тельной школы. 2. Типы дискуссионных вопросов и заданий.1 Включая учеников в этот сложный вид творческой деятельности, на первых порах неплохо использовать дискуссионные вопросы, сопровож дающиеся версиями возможных ответов. Пример 1. Какие из перечисленных причин разгрома немецких рыцарей на льду Чудского озера вы считаете главными? Свой выбор объясните. - тактические просчеты немецких рыцарей (увлеклись наступлением, дали себя заманить на лед Чудского озера) - погодные условия (весна, тонкий лед) - оторванность немецких рыцарей от своего тыла - полководческий талант Александра Ярославича Вопросы и задания, представленные в данной части лекции, отражают накопленный опыт работы российских учителей истории, в том числе школ г. Мурманска и Мур манской области. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz