Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Не следует упускать из виду, зачастую, полное отсутствие представ­ лений и элементарных умений ведения спора. Недостаток знаний и умений ученики нередко компенсируют эмоциями, выкриками, нападками друг на друга, критикой личности противника, а не его точки зрения. Такие ситуации в начале работы надо предвидеть, быть готовыми к их возможному возникновению и путем кропотливой последовательной работы формировать у школьников необходимые умения и навыки. В начале работы учебные дискуссии должны быть направлены на выработку у учащихся таких базовых для данного вида деятельности умений и навыков как: - умение оперировать знаниями, конкретными фактами; применять их для обоснования выводов; - грамотно и четко формулировать свои мысли и суждения; - выражать личное отношение к событиям, явлениям, историческим деятелям; - обосновывать свое мнение и личную позицию; - важно также воспитывать культуру ведения спора; обучать прави­ лам участия в дискуссии. Такой опыт может накапливаться путем включения в урок элементов дискуссионного обсуждения отдельных вопросов истории. Активный обмен мнениями может состояться по поводу причин и последствий исторических событий, вокруг вопросов, связанных с оценкой исторических личностей и фактов. Именно этот исторический материал создает наиболее благодатную почву для организации учебных дискуссий. На конкретных примерах рассмотрим типы и методические вариации заданий дискуссионного характера для учащихся основной общеобразова­ тельной школы. 2. Типы дискуссионных вопросов и заданий.1 Включая учеников в этот сложный вид творческой деятельности, на первых порах неплохо использовать дискуссионные вопросы, сопровож­ дающиеся версиями возможных ответов. Пример 1. Какие из перечисленных причин разгрома немецких рыцарей на льду Чудского озера вы считаете главными? Свой выбор объясните. - тактические просчеты немецких рыцарей (увлеклись наступлением, дали себя заманить на лед Чудского озера) - погодные условия (весна, тонкий лед) - оторванность немецких рыцарей от своего тыла - полководческий талант Александра Ярославича Вопросы и задания, представленные в данной части лекции, отражают накопленный опыт работы российских учителей истории, в том числе школ г. Мурманска и Мур­ манской области. 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz