Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

- спецификой исторического знания, которое почти никогда не мо­ жет быть выражено как истина в последней инстанции. Вопросы истории по-разному интерпретируются исследователями, существуют разные науч­ ные версии, трактовки, реконструкции прошлого. К спорным вопросам ис­ тории приходится обращаться и в школьном изучении нашего предмета. Все это создает почву для дискуссий; - дискуссии, как способ обучения, способствуют выработке важных качеств личности, необходимых современному человеку. В их числе: кри­ тичность мышления (неприятие на веру безапелляционных мнений); опыт самоопределения (умение определять свою позицию, собственное отношение к существующим мнениям, версиям, оценкам); толерантность (уважительное отношение к иным мнениям и взглядам, понимание того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, умение деликатно высказывать свои суждения). - участие в дискуссии требует рассуждения вслух, что мобилизует и дисциплинирует мысль; формирует монологическую речь; активизирует исторические знания; побуждает к серьезному, вдумчивому отношению к изучаемому материалу, не ограничиваясь учебником. Участвуя в дискус­ сии, учащиеся могут повышать уровень своих текущих знаний и умений. Для участия в обсуждении проблемных вопросов требуется глубоко анали­ зировать имеющиеся знания и формировать свое собственное понимание предмета спора, создавая свои доводы и аргументы. По меткому замеча­ нию А. Моруа: «Самое трудное в споре - не столько защитить свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». В жизни человеку постоянно приходится участвовать в дискуссиях, находить аргументы, выстраивать доказательства. Поэтому в школьном процессе обучения важно научить учащихся дискутировать, грамотно осуществлять поиск аргументов и выстраивать соответствующую линию поведения. Включать учеников в элементарные учебные дискуссии можно и нужно уже на первых этапах обучения истории, однако делать это следует очень осторожно, педагогически грамотно с учетом психологических осо­ бенностей детей подросткового возраста. Какие трудности следует иметь в виду? Учащимся младшего и сред­ него школьного возраста присуща категоричность мышления, привычка воспринимать учебную книгу или полученную извне информацию как бес­ спорную истину, принимать все изложенное на веру, излагать содержащи­ еся в учебнике готовые оценки без выражения собственного мнения, от­ ношения к фактам. Определенные трудности могут быть связаны с узостью историче­ ского кругозора, неполнотой исторических знаний, конкретных фактов, которые необходимы для выработки и аргументации собственной позиции. 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz