Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

уроках организуется групповая деятельность учащихся. Подготовка и про­ ведение урока-исследования требует тщательной разработки содержатель­ ных и организационно-методических компонентов учебного занятия. Обобщая сказанное, подчеркнем, что работа с документами, как и другими историческими текстами, должна быть многоплановой. Она должна быть направлена не только на извлечение необходимой и значимой для усвоения учебного материала информации. Исключительно важно направить мощный дидактический потенциал документальных источников на развитие личности ученика, выработку практических и интеллектуаль­ ных умений, необходимых для самообразования и вдумчивого отношения к разнородному потоку информации, с которой приходится иметь дело со­ временному человеку. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Спланируйте организацию работы с историческим документом «Общее поло­ жение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.» (Из­ влечения). Школьный учебник: П.Н. Зырянов. История России. XIX век. 8 класс. Тема урока: «Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.». При продумывании методическойработы с документом на уроке используйте следующий план: 1. Определите вид документа. 2. Оцените содержание документа как источника знаний: при изучении, каких вопросов урочной темы он может бьггь использован, какие сведения по данным вопро­ сам содержит. 3. Соотнесите содержание документа с текстом соответствующей части пара­ графа и определите познавательную роль документа (он дополняет, углубляет, конкре­ тизирует или иллюстрирует основное содержание параграфа) 4. Определите, на каком этапе урока целесообразнее использовать документ. 5. Сформулируйте конкретную цель (задачи) использования документа на дан­ ном этапе урока. 6. Продумайте организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с документом: форму работы (коллективная, групповая, индивидуальная), способ вклю­ чения документа в канву урока, подготовку учащихся к работе с ним, вопросы и зада­ ния, подведение итогов работы. Задание 2. Познакомьтесь с методической разработкой урока-исследования по теме «Как была крещена Русь» («История», 1996, №8, С.13-14). На примере данного урока, определите и письменно сформулируйте методиче­ ские особенности организации и проведения урока-исследования. Примерный план характеристики урока-исследования. 1. Тема урока. 2. Целевая направленность урока 3. Основные этапы урока (его структурное построение). 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz