Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
уроках организуется групповая деятельность учащихся. Подготовка и про ведение урока-исследования требует тщательной разработки содержатель ных и организационно-методических компонентов учебного занятия. Обобщая сказанное, подчеркнем, что работа с документами, как и другими историческими текстами, должна быть многоплановой. Она должна быть направлена не только на извлечение необходимой и значимой для усвоения учебного материала информации. Исключительно важно направить мощный дидактический потенциал документальных источников на развитие личности ученика, выработку практических и интеллектуаль ных умений, необходимых для самообразования и вдумчивого отношения к разнородному потоку информации, с которой приходится иметь дело со временному человеку. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Спланируйте организацию работы с историческим документом «Общее поло жение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.» (Из влечения). Школьный учебник: П.Н. Зырянов. История России. XIX век. 8 класс. Тема урока: «Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.». При продумывании методическойработы с документом на уроке используйте следующий план: 1. Определите вид документа. 2. Оцените содержание документа как источника знаний: при изучении, каких вопросов урочной темы он может бьггь использован, какие сведения по данным вопро сам содержит. 3. Соотнесите содержание документа с текстом соответствующей части пара графа и определите познавательную роль документа (он дополняет, углубляет, конкре тизирует или иллюстрирует основное содержание параграфа) 4. Определите, на каком этапе урока целесообразнее использовать документ. 5. Сформулируйте конкретную цель (задачи) использования документа на дан ном этапе урока. 6. Продумайте организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с документом: форму работы (коллективная, групповая, индивидуальная), способ вклю чения документа в канву урока, подготовку учащихся к работе с ним, вопросы и зада ния, подведение итогов работы. Задание 2. Познакомьтесь с методической разработкой урока-исследования по теме «Как была крещена Русь» («История», 1996, №8, С.13-14). На примере данного урока, определите и письменно сформулируйте методиче ские особенности организации и проведения урока-исследования. Примерный план характеристики урока-исследования. 1. Тема урока. 2. Целевая направленность урока 3. Основные этапы урока (его структурное построение). 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz