Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
• недостаточно внимательное чтение текста (после ознакомления с формулировками всех трех заданий необходимо повторное чтение доку мента); • отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагмен ты в соответствии с вопросами каждого задания; • попытки давать ответ, дословно цитируя соответствующие (а иногда и не соответствующие) отрывки; • невнимание к требованиям (особенно в задании С1), которые зачастую включают три смысловых элемента для получения оценки в 2 балла; • отсутствие в ответах на задание С2 контекстных знаний, тре бующих привлечения материала из учебной литературы или других исто рических источников, что снижает общий балл; • отсутствие или неполнота ответа на задание СЗ из-за неумения выявлять нюансы содержания текста («тональность» формулировок, ха рактер взаимоотношений исторических персонажей, причины и следствия принятых решений и т.п.)-1 Тщательное разъяснение учащимся правил выполнения заданий ча сти 3 (С), поможет избежать повторения подобных ошибок в дальнейшем, повысит качество ответов. Учет названных недостатков - необходимое условие при работе с до2- кументами. Однако в первую очередь необходимо обращать внимание вы пускников на те приемы, которые формируют умение более глубокого анализа текста. Речь идет не только о непосредственной подготовке учени ков к экзамену, но и о последовательной и целенаправленной работе с ис точниками информации. В обычной практике работа с документами органически вплетается в контекст содержания изучаемой темы и чаще всего составляет лишь часть урока. Могут быть проведены специальные уроки-практикумы, направ ленные на обучение учащихся исследовательской работе с печатными до кументальными источниками, выработку и закрепление соответствующих умений школьников. Разновидностью таких уроков являются уроки-исследования, направленные на продуктивную аналитическую работу с комплектами до кументов. Суть данного вида уроков —в мини-исследовании какой-либо исторической проблемы на основе комплексного сравнительного анализа специально подобранных документальных текстов. Как правило, на таких Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного эк замена 2009 года в преподавании истории (истории России) в образовательных учре ждениях среднего (полного) общего образования». Электронный ресурс: URL: http:// www.fmi.ru -Г.. 10-11. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz