Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

предложениями на три задания С1-СЗ. Эти задания формулируются на ос­ нове источниковедческих подходов к анализу документа: его атрибуция, выявление главного содержания, сути представленной информации, опре­ деление отношения действующих лиц, автора (ов) к описанным событиям, явлениям, процессам. Иногда задание СЗ обращено к элементам критиче­ ского анализа документа - сопоставлению авторских позиций, выводов с изложением материалов в учебниках истории Пример. Из послания руководителя СССР Президенту США Дж. Кеннеди. «Уважаемый г-н Президент! ...Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к решению во­ проса о ликвидации возникшей напряженности, и это позволило нам в сложившихся условиях найти и более гибкую форму проверки вывоза указанных средств. Понимание и гибкость, проявленные вами в этом деле, высоко оценивается нами, хотя наша кри­ тика американского империализма остается, конечно, в силе, потому что этот кон­ фликт был действительно создан политикой Соединенных Штатов Америки в отно­ шении Кубы. Сейчас надо было бы двинуться более решительными шагами к оконча­ тельному завершению, ликвидации этой напряженности, то есть, надо было бы,, чтобы Вы со своей стороны ясно подтвердили в ООН...обязательство о не вторже­ нии Соединенных Штатов и Ваших союзников на Кубу, сняв оговорки,...и чтобы наши представители в Нью-Йорке договорились о согласованном изложении в декларациях обеих держав взятых ими на себя обязательств. Полагаю, что Вы уже имели воз­ можность ознакомиться с предложенным нами текстом краткой декларации Совет­ ского правительства, в котЪрой сформулированы главные обязательства Советского Союза, вытекающие из обмена посланиями между нами. Мы исходим из того, что аналогичная краткая декларация должна быть сделана правительством США и в ней также будут зафиксированы основные обязательства США, вытекающие из обмена посланиями. Мы с Вами пережили в течение короткого времени довольно острый кризис. Острота его заключалась в том, что мы с вами готовы были уже сейчас сразиться, а это привело бы к мировой термоядерной войне со всеми ее страшными последствия­ ми. Мы учли это и ...пошли на компромисс, хотя понимали, и сейчас заявляем об этом, что Ваши претензии не имели под собой никакой правовой основы». С 1. Назовите фамилию автора послания и кризис, о котором идет речь в от­ рывке. Укажите название периода, когда автор был руководителем СССР. С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, что автор называет «ука­ занными средствами», и назовите обязательства, взятые каждой из сторон как условие достижения договоренности. Приведите всего не менее трех положений. С 3. Приведите не менее трех названных автором причин достижения догово­ ренности о ликвидации кризиса, ослабления международной напряженности. Системная работа с историческими документами на уроках истории позволит преодолеть недостатки и пробелы в умениях школьников, выяв­ ленные в ходе анализа результатов ЕГЭ. Возможные причины наиболее типичных ошибок при работе с исто­ рическими источниками, по мнению экспертов, состоят в следующем: 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz