Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Своеобразным приемом использования документов в обучении явля ется решение познавательных задач, основанных на документальных ма териалах. Этот прием является элементом проблемного обучения истории. Познавательные задачи - особый вид заданий, состоящих, как и ма тематические задачи, из условия и вопроса. В нашем случае условием яв ляются специально отобранные достоверные исторические факты или до кументальные данные, на основе анализа которых и следует ответить на поставленный вопрос или ряд вопросов. Приведем для примера познавательную задачу: «Имеется свидетельство монаха Юлиана о том, что Юрий Всеволодович знал о готовящемся вторжении монголо-татар. Юлиан пишет: «Князь суздальский пере дал словесно через меня королю венгерскому, что татары днем и ночью совещаются, как бы прийти и захватить королевство венгров-христиан, и что у татар есть наме рение идти на завоевание Рима и дальнейшего». Почему в Западной Европе не нашлось охотников помочь русским?»'. Тексты и различные варианты познавательных задач представлены в опубликованных задачниках и сборниках познавательных заданий по ис тории2. При использовании всех названных приемов работы с документами учебная деятельность учащихся может быть организована в различной форме. Под руководство^ учителя может быть проведена фронтальная ра бота с классом по анализу документального текста. Может быть исполь зована индивидуальная, парная, групповая самостоятельная работа уча щихся с документами. При этом варианты оформления результатов работы также могут быть разными. Ученики могут выполнить задание: устно, заполнить таб лицу, законспектировать основное содержание документа или ответить на поставленные вопросы в форме тезисов. Обсуждение поставленных вопро сов может состояться в форме дискуссии. Самостоятельную работу с документами надо включать в домашнее задание, использовать при подготовке старшеклассников к семинарам, предлагать в качестве опережающих заданий к урокам. Применение документальных источников необходимо в ходе теку щей и тематической проверки знаний и умений учащихся. В частности, анализ исторического источника (по типу заданий ЕГЭ) может быть одним из вопросов зачета по изученной теме. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6-11 кл. В ^ 2-х кн. Кн. 1. - М.: Дрофа, 1996, С. 92. См. к примеру, Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древне го мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988; Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. Для средних учебных заведений. - М.: МИРОС- Международ ные отношения, 1995; Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, те сты, задачи. - М.: Просвещение, 2005. и др. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz