Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Пример 1. Изучая жизнь и быт древних славян, предлагаем шестиклассникам сравнить описания древних славян, оставленные византийским писателем - историком Прокопием Кесарийским (500-565 гг.) и Маврикием Стратегом, тоже византийским пи­ сателем, но жившим в конце VI- начале VII в. Вопросы для обсуждения: 1. Как называет славян Прокопий Кесарийский? Что означает слово «варвар»? 2. Какие черты характера древних славян выделяют авторы? 3. В чем совпадают и не совпадают описания древних славян у авторов? 4. Можно ли понять из обоих текстов, что их авторы - иностранцы? 5. Какими выглядят славяне с точки зрения иностранных авторов? Пример 2. При изучении итогов Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. предлага­ ем сравнить статьи Сан-Стефанского мирного договора (3 марта 1878 г.) и Акта Бер­ линского Конгресса (25 июля 1878 г.). Просим учеников определить: 1. Как изменились условия мирного договора? 2.Как эти изменения сказывались на интересах России, ее внешнеполитическом положении? 3. Чем они были вызваны? Пример 3. Для более глубокого осмысления взглядов декабристов и их про­ граммных документов может быть проведено сравнение фрагментов «Русской Правды» П.И.Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева. Третья ситуация, когда сравнение проводится с целью выявления и анализа неоднозначных суждений и оценок по изучаемым вопросам исто­ рии. В этом случае надо использовать ранее указанный порядок действий при сравнительном анализе альтернативных оценок прошлого (см. С. 143 ). К сожалению, в базовых учебниках истории редко встречается доку­ ментальный и статистический материал для сравнительного анализа. Учитель вынужден сам осуществлять подборку нужных документов и подготовить их к работе. При дидактической обработке отобранных для использования на уроке документов требуется: - по необходимости адаптировать и провести структурную пере­ стройку текста; - позаботиться об обеспечении всех учащихся текстами документов (приготовить и растиражировать соответствующий раздаточный матери­ ал); - при необходимости тексты следует снабдить справочными данны­ ми об авторах, людях, упоминаемых в тексте, о значении архаичных и не­ знакомых слов и т.п.; - при этом комментарии и справки должны быть краткими, а объем текстов умеренный; - документальные тексты должны быть снабжены вопросами и зада­ ниями для анализа и сравнения. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz