Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Алгоритм действий и процедур при сравнении документов с целью определения достоверности содержащихся в них сведений. Учащимся предлагается внимательно ознакомиться с источниками и опреде­ лить по каждому в отдельности: • название и автор документа (свидетелем первой или второй очереди яв­ ляется автор источника); • время и место создания текста (как это можно понять из его содержания, какое значение имеет место написания документа для оценки достоверности информа­ ции); • каким способом была добыта информация, имеющаяся в данном тексте? (первичность или вторичность информации?); • вид источника (письмо, дневник, архивный документ и т.п.); • что представляют собой тексты (полный документ или отрывок); • о чем идет речь в данных источниках (постарайтесь глубже понять со­ держание текстов, выделить главные идеи и мысли авторов документов); • совпадают ли описания событий в представленных источниках? Если нет, то какие несовпадения Вы обнаружили? Чем это можно объяснить? • Занесите результаты сравнительного анализа в таблицу Параметры сравнения Документ № 1 Документ № 2 1. Название и автор документа 2. Время и место со­ здания 3. Первичность или вторичность информации 4. Вид источника 5. Полный документ или отрывок 6. Главные идеи со­ держания документа 7. Соответствие или несоответствие описаний. • Обобщите проделанную работу и сделайте выводы: - какой из этих источников более достоверен? Почему? - какую картину событий (образ деятеля) создают источники? - каково значение документальных источников и содержащейся в них информа­ ции для познания истории? Вторая ситуация: сравнение документов проводится с целью более глубокого рассмотрения сущности изучаемого события, явления, процес­ са. В этом случае учитель продумывает и обсуждает с учащимися спе­ циальные вопросы по содержанию сопоставляемых документальных тек­ стов, что подводит учеников к обобщающим выводам. 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz