Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
6. Чем может бьггь вызвано такое отношение автора к событиям, участникам? 7. Чему можно доверять, а что вызывает сомнение? Почему? 8. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? 9. Если есть возможность, сравните, сопоставьте различные свидетельства о данном событии, факте. К комплексной критике исторического источника учеников следует привлекать тогда, когда это необходимо для достижения поставленных це лей урока, и, если того требует характер документа. В обычной текущей работе возможно включение в систему заданий с документами отдельных вопросов, нацеленных на критику источника. В одном случае, важно обратить внимание на автора и обстоятельства появ ления свидетельства. В другой учебной ситуации - на отношение автора к изложенным фактам, его позицию. Где-то потребуется выразить сомнение относительно приведенных в источнике данных и т.п. Во всех указанных случаях ребята будут приобщаться к критическому восприятию документа и поймут суть такого научного подхода к работе с письменными историче скими источниками. Важным приемом работы с документами является сравнение, сопо ставление документальных источников (сравнительный анализ докумен тальных тестов). Сравнение документов может быть проведено с различной целью: 1. С целью определения достоверности содержащихся в докумгн- те сведений об изучаемом событии (в рамках критики исторического ис точника). 2. С целью более глубокого рассмотрения сущности изучаемого события, явления, процесса 3. С целью выявления и анализа неоднозначных трактовок, оце нок изучаемых событий и деятелей, определения собственного отношения к существующим взглядам. От цели сравнения зависит характер вопросов и порядок организа ции работы с документами. При использовании метода сравнения важно не просто поставить за дачу «сравнить документы», а направить деятельность учащихся в логике поставленной задачи для сравнения, то есть провести обстоятельную рабо ту с текстами документов и выйти на искомые выводы. Рассмотрим каждую из названных учебных ситуаций. Первая ситуация, когда сравнение организуется с целью определения достоверности, содержащихся в документах сведений. Эта работа сложная, объемная, поэтому может быть проведена на специальных уроках-практикумах, уроках-исследованиях с достаточно подготовленными и мотивированными к изучению истории учащимися. В старших классах с профильной подготовкой по истории подобная работа будет обязательной. Такая работа требует технологического подхода к по рядку действий и процедур. 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz