Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
участников и живых свидетелей этого события, а, возможно, по имевшим ся тогда, но не дошедшим до нашего времени, письменным свидетель ствам и др.). Далее следует снабдить учеников адаптированным текстом этого рассказа и предложить познакомиться с описанием сражения. (См. Прило жение №2) В последующей аналитической беседе по содержанию документа пыта емся с ребятами разобраться в его достоверности, обсуждая вопросы: Какие важные исторические сведения о Марафонском сражении мы получаем из этого документа? О каких исторических фактах узнаем? Ученики могут ответить, что было крупное сражение греков с персами в Марафонской долине; Мильтиад возглавлял войско греков; персидское войско значительно превосходило греческое; греки одержали победу. Ге родот называет также точное число потерь, приводит цифровые данные. Что вызывает сомнения в рассказе Геродота? Какие вопросы вы хотели бы задать Геродоту? Прежде всего, вызывают сомнение назван ные незначительные потери греков (192 чел) и огромные потери персов (6 тысяч чел), хотя в начале сражения значительный перевес сил был в пользу персов и афиняне долго не решались вступать в сражение. У историков, дополняет учитель, возникли и такие вопросы- сомнения: почему разгромленные персы не бежали на Родину, а двинулись к Афинам? Итак, можно ли считать абсолютно достоверным рассказ Геродо та о Марафонском сражении ? Мы не можем быть абсолютно уверены во всех деталях этого рассказа. Геродот был греком и мог сильно преувеличи вать успехи афинян, так как сочувствовал им, а не персам. В своем знаме нитом труде «История» он хотел запечатлеть в памяти потомков «великие и достойные дела эллинов». Мы видим, как в этом документе, факты пере плетаются с авторской версией описания событий. А как можно проверить достоверность высказанной версии? Мож но сравнить описания одних и тех же событий в нескольких источниках или у разных авторов. При совпадении описаний можно, с определенной долей осторожности, надеяться на их достоверность. На подобных примерах можно проиллюстрировать ребятам главные правила, связанные с критикой исторического источника. Критический анализ исторического источника предполагает отве ты на следующие вопросы: 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение, должность, занятие, при частность к описываемым событиям? 2. При каких обстоятельствах появился документ? 3. Преследовал ли автор какую-то цель, оставляя свидетельство? Если - да, то, какую? 4. О чем мы узнаем из этого документа? 5. Как относится автор к описываемым событиям и людям? Что об этом свидетельству ет? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz