Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
лось подобное мнение о греках? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо? 13. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое по вествование подробный рассказ о походах князя Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков? 14. Что нового сообщил вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории? На основании приведенного перечня нетрудно заметить существен ные отличия многоуровневых и традиционных вопросов к документу. Приобщать учеников к критическому анализу документов можно и нужно с первых лет изучения истории в основной школе. Первым шагом на этом пути должны быть предварительные разъяснения важных исход ных положений. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что до кумент для историка - один из самых главных источников знаний. Но, при этом нужно помнить, что письменные свидетельства составляли люди, вряд ли беспристрастные к происходившим событиям. Разные люди тол куют одни и те же события по-разному. Это может делаться бессознатель но, но во многих случаях документы и письменные свидетельства созда ются с определенной целью. Читая документ, мы смотрим на минувшие века и дела глазами его составителя. Поэтому важно различать в тексте то, о чем говорится и то, как об этом говорится. То, о чём говорится, нередко лежит в тексте документа на поверхности - это документальные факты. То, как об этом говорится, надо уловить. При внимательном чте нии документа можно заметить отношение автора к этим фактам, его оценки, догадки, домыслы. Это авторская версия изложенных фактов. Читая документальные тексты, надо уметь отличать фактическое изложе ние от домысла автора, авторской трактовки фактов. Далее на доступных текстах и примерах следует формировать и за креплять это умение. Возьмем для примера тему «Греко-персидские войны», изучаемую в 5 классе. При изучении темы можно обратить внимание учащихся на то, что описание Марафонской битвы, содержащееся в учебнике, основано на единственно дошедшем до нас источнике - рассказе греческого историка Геродота о Марафонском сражении. Этот рассказ помещен в его известном труде «История». Ребятам предлагается познакомиться с Марафонским сражением по рассказу Геродота. Прежде, чем обратиться к современному переводу этого текста, предлагаем ученикам подумать над такими фактами. Марафонское сраже ние произошло в 490 г. до н.э., а Геродот, согласно имеющимся данным, родился между 490 и 480 гг. до н.э. Мог ли Геродот быть участником или свидетелем этого сражения? Почему не мог? На основании, каких источ ников он мог составить свой рассказ? (Ответ: очевидно, по воспоминаниям 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz