Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

однозначного ответа. При этом в государственных образовательных стан­ дартах общего образования (2004 и 2010 гг.) и в Концепции исторического образования в средней школе (авт. Л.Н.Алексашкина) зафиксирован пере­ чень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, составляю­ щих ряд ключевых и предметных компетенций, которыми должны овла­ деть учащиеся при изучении предмета «История». Школьные курсы исто­ рии содержат возможности для формирования широкого круга компетен­ ций. В их числе: когнитивная (историко-познавательная), ценностно­ мировоззренческая, социально-адаптивная (гражданственная), социально­ коммуникативная, информационно-технологическая. Уточним содержание и сущность каждой из них. Когнитивная (историко-познавательная) компетенция - владение элементами исторического анализа явлений прошлого в их связи с совре­ менностью. Ценностно-мировоззренческая компетенция —представления о раз­ ных системах социальных норм и ценностей; умение определять и обосно­ вывать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности. Социально-адаптивная (гражданственная) компетенция - осозна­ ние своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гу­ манистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Социально-коммуникативная компетенция - позитивные установки и навыки общения в поликультурном обществе, основанные на знании ис­ торических корней и традиций различных национальных общностей и со­ циальных групп, умение сознательно выстраивать свое поведение в опре­ деленных социальных ситуациях. Информационно-технологическая компетенция — владение умения­ ми и навыками работы с источниками исторической и современной ин­ формации (извлечение, систематизация, переработка исторической ин­ формации). Таким образом, компетенция - это комплексная категория, включа­ ющая и знания, и умения и ценностные ориентации, и опыт применения всего багажа знаний, умений и навыков. Итак, сегодня сложилось определенное понимание круга задач со­ временного исторического образования школьников. Стратегия модерни­ зации образования в РФ предполагает, что в основу обновленного содер­ жания общего образования будут положены ключевые компетенции. Ос­ новным результатом педагогической деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Жизненно значимым итогом обучения должны явиться сформиро­ ванные ключевые компетенции выпускников школ в интеллектуальной, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz