Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
делить факты, о которых рассказывает автор документа, его объяснение причин и следствий, связанных с этими фактами, авторские интерпрета ции, суждения, оценки по поводу этих фактов. Вопросы третьего уровня направлены на аксиологический анализ документа, то есть выяснение ценностных установок, заложенных в со держании документа Это может находить выражение в документальных описаниях норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, взглядов и деятельности исторических личностей, а также в ценностных установках самого автора. Вопросы четвертого уровня предполагают собственно критическое отношение к источнику: можно ли доверять информации, содержащейся в документе? На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины со знательной или подсознательной манипуляции автора документа истори ческими фактами и использованными источниками. Это самое сложное интеллектуальное действие по анализу информации. Вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и помогают прояснить его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы: Как использовать документ? Чем он полезен при изучении истории? Это праксиологический анализ, опреде ляющий смысл использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников, а также в преподавательской работе учителя. Рассмотрим на конкретном примере смысловые различия и характер аналитических вопросов разного уровня. Из «Повести временных лет»: В год 971. Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть! Постоим же муже ственно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу на вас идти и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю Дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас 20 тысяч». Но прибавил 10 тысяч: ибо было русских всего 10 тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим Зем ли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ля 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz