Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
исследовательских задач, а соответствующие умения работы с различными источниками информации выдвигаются в разряд наиболее значимых в обучении школьников. На развитие критического мышления и формирование интеллекту ального опыта критического анализа исторических источников направлена технология обучения «ремеслу историка». В ее дидактической цепочке критический анализ источников - ключевая составляющая организации учебной работы по истории. Многие методические приемы данной техно логии сегодня активно внедряются в учебный процесс. Это обусловлено: * требованиями государственных образовательных стандартов к предметным умениям школьников, * контрольно-измерительными материалами, разработанными для ЕГЭ, * результатами итоговой аттестации выпускников школ, полученны ми в ходе эксперимента по ЕГЭ, * выявленными типичными недостатками и пробелами в умениях выпускников школ при выполнении заданий, связанных с историческими документами. Все это привело к формированию новых требований к организации практической работы учащихся с документальными источниками на уро ках истории. В основе современной методики лежит идея многоуровневого подхо да к анализу исторических документов. Раскроем основные положения та кого подхода с опорой на рекомендации известных ученых-методистов по истории Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю.1 Ольга Юрьевна Стрелова предлагает систему (комплекс) типологических вопросов к документам, включающую в себя как традиционные (обязательные) вопросы, так и во просы, актуализированные целями и ценностями современного образова ния в мире. В этой системе условно выделяются пять уровней аналитических вопросов к документу, отражающих источниковедческий и критический подход к анализу источника. К первому уровню относятся вопросы, которые помогают устано вить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, а также определить вид данного источника. Этот уровень называют « атрибуцией » или «паспортизацией» документа. Вопросы второго уровня обобщенно можно сформулировать так: «О чем говорится в документе?». Это историко-логические вопросы, направ ленные на выборку информации «лежащей на поверхности текста». Они позволяют выделить главное, существенное в изучаемом источнике, опре Вяземский Е.Е. Тенденции развития методического аппарата школьных учебников истории в современной России.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2011,№4, С.40-42. 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz