Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
1. извлекать сведения, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; 2. анализировать содержание документа; 3. делать выводы по содержанию документа и доказывать их документальными фактами; 4. высказывать суждения о назначении и ценности источника; 5. характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; 6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; 7. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверно сти).1 Знание видов письменных исторических источников, основных по ложений наиболее значимых для истории России документов и умения ра ботать с документальными текстами подвергаются проверке и оценке в рамках итоговой аттестации выпускников средней (полной) общеобразова тельной школы в рамках ЕГЭ. Соответствующие вопросы и задания имеют место во всех частях итоговой экзаменационной работы по истории. Формирование предметных умений работы с первоисточниками должно осуществляться на протяжении всех лет изучения истории в шко ле. Любой вид деятельности с документальными текстами основан на их анализе. Поэтому исходным условием успешной работы с первоисточни ками является формирование у школьников опыта анализа документов. Обучить анализу исторических документов можно только путем многократного коллективного разбора документальных текстов под руко водством учителя. Такая работа организуется путем объяснительного чтения документального фрагмента. В процессе объяснительного (анали тического) чтения учащихся приучаются не только извлекать историче скую информацию, но и делать выводы, вытекающие из документальных сведений, доказывать свои выводы документальными фактами. Очень важный и в то же время самый трудный аспект в анализе ис торических документов — критика исторического источник - оценка объ ективности содержащихся в документе сведений, учет авторского взгляда на факты истории. Критический анализ особенно важен при обращении к документам литературного характера. Это сложный, комплексный анализ текста ис точника. Обучение критике исторического источника - длительный дидак тический процесс, который должен идти поэтапно, последовательно и си стематично. В традиционной школьной практике такому подходу уделяет ся недостаточно внимания. В современных образовательных системах критический подход к анализу информации рассматривается как важнейшая основа для решения Сборник нормативных документов. История./ Сост. Э.Д.Днепров, А.ГАркадьев. - М.: Дрофа, 2008, С.20-21,30-31,42-43. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz