Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ский Союз в годы Великой Отечественной войны: тыл, оккупация, сопро тивление». Научный редактор серии - Д.И.Полторак.1В 2008 году в изда тельстве «Русское слово» вышли в свет новые пакеты-комплекты докумен тов по истории России XX века: «Становление парламентаризма в Рос сии», «Женщины Страны Советов», «Лидеры России. XX век». Каждый из них включает от 40 до 50 копий письменных и печатных документов, из влеченных из архивов, фондов исторических музеев, периодической печа ти разных времен. Иллюстративный документальный материал представ лен плакатами, карикатурами, рисунками, документальными фото, стати стическими таблицами.2 Специфическим пособием являются рабочие тетради, выступаю щие методическим сопровождением школьных учебников истории. В них наряду с различными учебными заданиями содержатся документальные фрагменты с вопросами для анализа. Использование рабочих тетрадей су щественно оптимизирует учебный процесс. Наконец, учитель по собственному усмотрению может сделать под борку документов к урокам из различных доступных ему источников, включая публикации документальных материалов в газете «История», журналах «Преподавание истории», «Преподавание истории и общество знания в школе», воспользоваться электронными ресурсами. Интернет. Таким образом, современный учитель располагает широкой источ- никовой базой для включения документов в учебный процесс и обучения школьников различным приемам работы с документальными текстами. В классической методике преподавания истории используются два общих способа применения документов в обучении: а) использование до кументов в изложении учителя; б) организация работы учащихся над тек стом документа.3 Фрагментарное использование документов в изложении учителя де ло нужное, но не сложное. Таким способом учитель может сделать свое повествование более живым и доказательным. Значительно труднее научить ученика работать с текстом документа. В этой связи следует особо отметить требования к умениям школьников, которыми они должны овла деть при работе с историческими источниками. Работая с текстом документа, как научным источником знаний, школьники должны научиться: См. подробнее: О пакетах-комплектах документальных материалов //Преподавание истории в школе, 1992, № 5-6, С. 39.; Полторак Д.И. Пакеты-комплекты документаль ных материалов. // «История», 1996, № 19. См. подробнее: Полторак Д.И. Комплекты документов по истории России. // Препо- з давание истории и обществознания в школе, 2008, № 6., С. 68-69. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968, С.279-286. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz