Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ский Союз в годы Великой Отечественной войны: тыл, оккупация, сопро­ тивление». Научный редактор серии - Д.И.Полторак.1В 2008 году в изда­ тельстве «Русское слово» вышли в свет новые пакеты-комплекты докумен­ тов по истории России XX века: «Становление парламентаризма в Рос­ сии», «Женщины Страны Советов», «Лидеры России. XX век». Каждый из них включает от 40 до 50 копий письменных и печатных документов, из­ влеченных из архивов, фондов исторических музеев, периодической печа­ ти разных времен. Иллюстративный документальный материал представ­ лен плакатами, карикатурами, рисунками, документальными фото, стати­ стическими таблицами.2 Специфическим пособием являются рабочие тетради, выступаю­ щие методическим сопровождением школьных учебников истории. В них наряду с различными учебными заданиями содержатся документальные фрагменты с вопросами для анализа. Использование рабочих тетрадей су­ щественно оптимизирует учебный процесс. Наконец, учитель по собственному усмотрению может сделать под­ борку документов к урокам из различных доступных ему источников, включая публикации документальных материалов в газете «История», журналах «Преподавание истории», «Преподавание истории и общество­ знания в школе», воспользоваться электронными ресурсами. Интернет. Таким образом, современный учитель располагает широкой источ- никовой базой для включения документов в учебный процесс и обучения школьников различным приемам работы с документальными текстами. В классической методике преподавания истории используются два общих способа применения документов в обучении: а) использование до­ кументов в изложении учителя; б) организация работы учащихся над тек­ стом документа.3 Фрагментарное использование документов в изложении учителя де­ ло нужное, но не сложное. Таким способом учитель может сделать свое повествование более живым и доказательным. Значительно труднее научить ученика работать с текстом документа. В этой связи следует особо отметить требования к умениям школьников, которыми они должны овла­ деть при работе с историческими источниками. Работая с текстом документа, как научным источником знаний, школьники должны научиться: См. подробнее: О пакетах-комплектах документальных материалов //Преподавание истории в школе, 1992, № 5-6, С. 39.; Полторак Д.И. Пакеты-комплекты документаль­ ных материалов. // «История», 1996, № 19. См. подробнее: Полторак Д.И. Комплекты документов по истории России. // Препо- з давание истории и обществознания в школе, 2008, № 6., С. 68-69. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968, С.279-286. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz