Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

по косвенным признакам, обобщить, систематизировать, выстроить их в логическую цепочку. Эта работа нелегкая, но именно та, которая свой­ ственна историку-исследователю. Какие информационные и дидактические ресурсы может использо­ вать учитель при отборе исторических документов для урока? Прежде все­ го, используются документы, помещенные в школьные учебники истории. Работа с ними является обязательной. Именно с небольших фрагментов, размещенных на страницах школьных учебников, начинается работа по приобщению учащихся к анализу документальных текстов. Другим доступным пособием для учителя являются специально из­ данные хрестоматии документальных материалов по школьным курсам истории. Этот вид методической литературы для учителя является тради­ ционным в школьном обучении истории. С середины 90-х годов XX века произошло значительное обновление и расширение фонда издаваемых хрестоматий и сборников документов для учащихся. К примеру, в 1994 го­ ду вышла в свет 4-х томная «Хрестоматия по истории России с древней­ ших времен до конца XIX века» (Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е. Уко­ лова). Она предназначена для классов с углубленным изучением истории. Новизна пособия заключалась в принципах отбора исторических текстов. В него вошли не только фрагменты документальных первоисточников, но и разнообразные научно-исторические текстовые материалы. Поэтиче­ ская история сведена к минимуму, а значительную долю в содержании хрестоматии занимают документальные материалы, посвященные истори­ ческим персоналиям, развитию культуры, состоянию быта и нравов. Раз­ нообразные фрагменты из работ известных историков дают возможность Для сопоставления научных версий, могут служить основой для организа­ ции творческой работы учащихся с представленными материалами. Об­ новленные хрестоматии изданы в настоящее время по всем периодам все­ общей и российской истории, изучаемым в школе.1 Кроме традиционных хрестоматий с середины 1990-х годов начали издаваться «Пакеты-комплекты» документальных материалов. Это тема­ тические подборки документов, предназначенные для самостоятельной ра­ боты школьников. Это своеобразные учебно-дидактические пособия, в ко­ торых представлен обширный текстовый и иллюстративный материал по конкретной проблеме, имеется соответствующий научный и методический комментарий, система вопросов и заданий к каждому источнику. Первона­ чальная серия включала пять таких комплектов по темам: «Декабристы», «Эпоха реформ 1860-х гг. в России», «Внешняя политика России на Даль­ нем Востоке (конец XIX - начало XX вв.)», «Россия: год 1917», «Совет- Хрестоматия по истории России XX век. /Сост.И.С. Хромова. - М., 1993.; История Отечества в документах. / Сост. Г.В.Клокова и др. - М., 1994, 1995. - 4.1-3.; Хресто­ матия по новой истории: Второй период./ Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993: Аппа- Р°вич Н.И. Говорят люди XVII века. / «История», 1995, № 39 и другие издания. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz